Автор:
.
О молитве можно часто услышать две ошибочные фразы: (1) «молитва обладает силой» и (2) «молитва способна менять обстоятельства». В обоих случаях молящемуся приписывается чрезмерная власть. С библейской же точки зрения, такой силой обладает лишь Отвечающий на молитву, и лишь Он вправе менять обстоятельства, если того пожелает. Бог отвечает на молитвы, но лишь согласно Своей суверенной воли. Иногда Он отвечает: «да», — иногда: «нет», — а иногда: «подожди». Полезно помнить, что запоздалый ответ на молитву совсем не означает отказ. Иногда нам просто нужно терпение.
Молитва — это дискуссия с Богом. Она может быть вызвана разными причинами и приобретать разные формы.1 Молитва чаще всего является призывом к Богу изменить сложную, безысходную ситуацию. Иногда Бог меняет обстоятельства (связанные, например, с работой, здоровьем, финансами, семейными вопросами и т. д.) согласно нашим просьбам, а иногда оставляет их, как есть, стремясь изменить наше отношение к ним (2 Кор 12:7–10). Когда Бог не забирает сложную ситуацию по нашей просьбе, Он хочет, чтобы мы справились с ней по вере (Иак 1:2–4). С помощью сложных обстоятельств Бог удаляет гордость (Дан 4:37; 2 Кор 12:7–10) и развивает в нас христианский характер (Рим 5:3–5). В большинстве случаев мы предпочитаем, чтобы Бог поменял наши обстоятельства, а не наше отношение к ним; тем не менее как в Библии, так и на опыте Бог, кажется, предпочитает обратное. И даже при всём Его небезразличии к нашим сложным ситуациям, Господь больше заинтересован в развитии в нас христианского характера, чем в облегчении нашего дискомфорта. Какой бы ответ Бог ни выбрал, у Него есть на то Свои причины, которые всегда приносят Ему славу. Наша задача — доверять, что Его план лучше нашего, куда бы он нас ни привёл и каким бы сложным не становился путь.
Молитва предназначена для верующих, поскольку только член Божьей семьи может называть Бога Отцом (Ин 1:12; Гал 3:26).2 Иисус часто молился как на людях, так и в уединении (Мф 11:25–26; 14:23; 19:13; 26:36; Мк 6:46; Лк 5:16; 6:12; 9:28; 10:21; 22:41–42; Ин 11:41–42; 12:27–28; 17:1–26), и Его молитвенная жизнь была настолько заметной, что Его ученики попросили научить их молиться (Лк 11:1–4; ср. Мф 6:9–13). Молитва христиан должна быть направлена к Богу Отцу (Мф 6:6; Лк 11:2; Еф 5:20; 1 Пет 1:17)3 во имя Иисуса (Ин 14:13; 15:16) и в Святом Духе (Еф 6:18; Иуд 1:20). Молиться во имя Иисуса — не значит завершать молитву какой-то волшебной формулой, из-за которой наши молитвы станут приемлемыми для Бога. Это всего лишь означает, что наша просьба соответствует характеру и воле Иисуса (1 Ин 5:14–15). Молиться в Духе — означает молиться так, как ведёт Дух, согласно Писанию.4 Интересно отметить, что и Бог-Дух Святой, и Бог-Сын ходатайствуют за нас перед Богом-Отцом (Рим 8:26; Ев 7:24–25).
В Писании можно найти такие типы молитв: просьба (Фил 4:6; Еф 6:18), благодарение (Ин 11:41; Фил 4:6), подчинение (Лк 22: 41–42), вера (Иак 5:15), проклятие5 (Пс 57:7–9; 68:23–28), ходатайство (Деян 12:1–5). Наилучшие молитвы направлены в первую очередь на прославление Бога. В Исходе 32:7–14 есть модель молитвы Моисея, когда он молится от лица своего народа, Израиля, о том, чтобы Бог не излил Свой гнев на них из-за их идолопоклонства (Исх 32:1–6). В начале молитвы Моисей называет Израиль «Твоим [Божьим] народом», который Он спас из египетского рабства (Исх 32:11). Израиль был не просто одним из множества народов — они были Божьим избранным народом, вкусившим Его великую благодать и сострадание.6 Упомянув Божье избавление, Моисей затем вступает в спор с Богом, настаивая на том, чтобы Тот сдержал Свой гнев по двум причинам: во-первых, если Бог уничтожит Израиль, то это повредит Его репутации среди языческих наций (Исх 32:12). Моисей стремился защитить Божью репутацию перед людьми, даже неверующими, и поставить Его славу выше собственных интересов. Во-вторых, если бы Бог уничтожил Израиль, то нарушил бы обещания, данные праотцам Израиля — Аврааму, Исааку и Израилю (Исх 32:13). Моисей не хотел, чтобы Бог выглядел таким, который не держит Своих обещаний. Молитва Моисея была услышана, и Бог не осуществил суда, предназначенного за грех народа (Исх 32:14).
Когда Бог не слышит наших молитв
Некоторые вещи в жизни Бог даёт при условии молитвы (Иак 4:2), но молитва сама по себе не является гарантией того, что Он даст нам просимое. Бог, будучи праведным, слышит молитвы лишь тех, кто хотят знать Его и исполнять Его волю. Апостол Пётр пишет, что «очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Господне против делающих зло» (1 Пет 3:12). Апостол Иоанн пишет: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (Ин 5:14–15).
Библия называет несколько причин, по которым Бог не отвечает на молитвы верующих: недостаток веры (Иак 1:5–8), поклонение другим богам (Иер 1:6; 11:12–14), отказ принять библейское учение (Пр 1:24–31; 28:9; Зах 7:11–13), эгоизм (Иак 4:2–3), плотское состояние (Пс 65:18; Мих 3:4; Иса 1:15; 59:1–3), недостаток гармонии в доме (1 Пет 3:7), гордость и самоправедность (Иов 35:12–13) и недостаток послушания (Втор 1:43–45; 1 Ин 3:22; 5:14). Верующий может всё это исправить, если будет изучать Божье Слово и послушно жить по вере. Отказом изучать Божье Слово и/или применять его в жизни верующий причиняет себе вред, подобно непослушному родителям ребёнку, который постоянно пробует коснуться горячего огня из-за его красоты. Божьи заповеди предназначены приносить нам благословение, уча нас либо избегать вредного, либо стремится к полезному.
Апостол Павел рассказал о ситуации, когда Бог отказался отвечать на его молитву. Павел страдал от чего-то, что он назвал «жалом в плоти» (2 Кор 12:7). Что именно это было — не известно, но мы знаем, что это очень усложняло его жизнь. Павел просил Бога забрать «жало»: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня» (2 Кор 12:8). Павел использует греческий глагол παρακαλέω parakaleo, который в данном контексте означает «усердно просить о чём-то».7 Павел просил Бога забрать эту проблему, но Бог отказался это делать. У Бога была на это причина, и Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор 12:9а). Павлу не нравилось быть слабым. Не нравилось чувствовать себя беспомощным с чем-то, приносящим дискомфорт. Но жало Павла, каким бы сложным оно ни было, приближало его к Богу, чего Бог и хотел. Бог как бы говорил ему: «Павел, Я знаю тебе не нравится страдать, но именно это и приближает тебя ко Мне, а сила нашего общения важнее, чем избавление от дискомфорта». Страдания становятся нашим другом, когда они смиряют и приближают нас к Богу. После осознания этого отношение Павла поменялось, и он принял свои страдания и прославил за них Бога. Павел сказал: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён» (2 Кор 12:9–10). Такой ответ исходит из веры, потому что наши эмоции таких ответов не порождают.
Итог
Молитва — это благословение, которым мы как верующие наслаждаемся, приходя к Божьему престолу благодати со своими просьбами. Мы как христиане должны «молиться во всякое время Духом» (Еф 6:18), и «непрестанно молится» (1 Фес 5:17; ср. Лк 18:1; Рим 12:12; Кол 4:2). Чем больше мы возрастаем в духовной зрелости, тем больше места будем давать Богу во всех наших мыслях, и молитва будет становится всё более и более естественной. И, подобно Моисею, мы будем искать Божьих интересов превыше собственных и молиться согласно Его воле.
Стивен Кук
Latest posts by (see all)
- Праведность Бога в будущем (часть 3) - 17/07/2019
- Праведность Бога в будущем (часть 2) - 04/07/2019
- Праведность Бога в будущем (часть 1) - 20/06/2019
- Самые распространённые слова в Библии, переведённые «молитва», — это תְּפִלָּה tephillah (Иов 16:17; Пс 65:2) и προσευχή proseuche (Лк 19:46; Деян 12:5), которыми описывается простой акт молитвы. Встречаются также другие слова:פָּלַל palal ‘вступаться за кого-то как посредник’ (Быт 20:7; Иов 42:8), לַחַשׁ lachash ‘молитва-шепот’ (Иса 26:16; 29:4), שָׁאַל shaal ‘спрашивать, узнавать’ (Иса 7:11; 45:11), עָתַר athar ‘молитва, связанная с жертвами’ (Иов 33:26), δέησις deesis ‘срочная просьба’ (Еф 6:18) и ἔντευξις enteuxis ‘простая, непосредственная молитва, как от ребёнка (1 Тим 2:1). Слово αἰτέω aiteo не переводится «молитва», но явно используется в контексте просьб к Богу (Мф 7:7; Ин 14:13).
- Среди богословов есть общее согласие о том, что Бог не слышит молитвы неверующих, постольку они не Его дети, а принадлежат Сатане. О неверующих евреях Иисус сказал: «Ваш отец — диавол» (Ин 8:44). По логике вещей, человек не может назвать Бога Отцом, если Он им ему не приходится. В ещё одном месте человек, исцелённый Иисусом, сказал еврейским религиозным лидерам: «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин 9:31). Тем не менее, кажется, что в по крайней мере одном случае Бог услышал молитву неверующего, ищущего Его для спасения (например, Деян 10:1–2, 30–31, 11:14). Возможно, если неверующий ищет Бога для спасения, как было в случае с Корнилием, то его молитва о спасение не останется не отвеченной.
- Хотя есть по крайней мере одна молитва-просьба в Новом Завете, адресованная к Иисусу (Деян 7:59–60).
- Греческий предлог ἐν может придать этому словосочетанию значение ‘в Духе’, ‘Духом’ или ‘с помощью Духа’. Хенер (Hoehner. — Прим. пер.) переводит фразу с приставкой ἐν παντὶ καιρῷ ἐν πνεύματι так: «при любой возможности и случае в Духе» (Harold Hoehner, «Ephesians: An Exegetical Commentary», Grand Rapids, Mich.; Baker Academic, 2002, с. 856). Затем Хенер утверждает: «В ближайщем контексте [Еф 6:18] молитва в Духе может быть вполне связанна с мечом Духа. А меч Духа является, с одной стороны, произнесённым Богом словом, от которого бегут враги, а с другой — словами верующего к Богу в молитве в силе Духа Святого для помощи против злых сил» (с. 857).
- Молитвы-проклятия могли иметь место под Моисеевым Законом, когда послушные израильтяне могли ожидать от Бога осуществления справедливости по отношению к их врагам (Втор 28:7). Такого рода молитвы не имеют места среди христиан, поскольку мы не под Моисеевым Законом (Рим 6:14). Нам дано повеление молится о наших врагах, чтобы Бог их благословил (Мф 5:44–45; Лк 6:28, 35; ср. Рим 12:17–21; 1 Фес 5:15; 1 Пет 3:9). Если Бог осуществит справедливый суд над нашими врагами, Он это сделает по Своему усмотрении, а не нашему (Рим 12:17–19; 2 Фес 1:6).
- Избавление евреев из рабства не основывалось на хоть какой-то праведности народа, поскольку по Божьему описанию эта нация была «жестоковыйной», то есть упрямой и бунтарской, и постоянно непослушной Богу, несмотря на Его благость (Втор 9:6–7).
- William Arndt et al., «A Greek–English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature» (Chicago: University of Chicago Press, 2000), с. 765.