Автор:
.
В христианских кругах сегодня часто упоминается «царство». Но о чём конкретно идёт речь? И соответствует ли вкладываемый в это слово смысл библейскому?
Тема Божьего Царства превалирует в учении Иисуса в Евангелиях. Тем не менее на протяжении всей истории церкви толкование этого термина характеризовалось удивительной разобщённостью. В Библии он, безусловно, не ограничен одним-единственным использованием, что без «верного преподавания Слова истины» чревато путаницей.
Словосочетание «царство Божье» часто относится, например, к суверенному правлению Бога над всей вселенной во все времена. Согласно Своему промыслу, Бог правит природой (Пс 103), возносит и низвергает народы (Дан 4:3, 34–35). Он «начальник» вселенной, и эта идея иногда передаётся терминологией царства.1
Иисус есть Бог и потому правит всей созданной Им вселенной (Ин 1:1–3). В этом смысле можно сказать, что Он царствует сегодня. Но в Библии можно найти описания суверенного правления Бога и в более узком смысле. Апостол Павел учил, что Иисус является главой церкви (Еф 1:22), то есть Он начальник, правящий ею.
Христос духовно действует в и через верующих века церкви, позиционно находящихся «одесную Бога на небесах» (ст. 20). Он управляет их жизнью, особенно когда они подчиняются Божьему Слову и Духу (Еф 5:18; Кол 3:16).
Чаще всего термин «царство» употребляется в Библии в значении земного, политического и этнического царства Христа с центром в Израиле, которое начнётся в последние дни. У этого царства есть несколько названий: мессианское царство, царство Давида и эсхатологическое царство.
Это царство называют мессианским, потому что мессия Иисус вернётся и установит предсказанное правление Бога на Земле (Ис 11; Дан 7; Зах 14; Откр 19). Его также называют грядущим царством Давида, потому что оно станет исполнением обещания, данного царю Давиду Богом в Давидовом завете, согласно которому, Бог пошлёт Мессию на вечное царствование с престола Давида в Иерусалиме (2 Цар 7; Пс 88; Амос 9:11–15). А эсхатологическим оно иногда называется потому, что Христос установит его в последние дни (эсхатология — учение о событиях последних дней).
Это царство положит начало национальному и духовному восстановлению Израиля (Иоил 3; Иез 36; Дан 7:13–14). Миллениум, 1000-летнее правление Христа на нынешней земле, станет грандиозной «вечеринкой-запуском», положив начало предсказанному земному правлению Бога (Откр 20). Затем последует вечность, которая завершит Божий план вечного правления в Его Царстве на Земле (Откр 21–22).
Уход от истины
К сожалению, с первых дней существования церкви значение этого будущего земного Царства с центром в Израиле и началом при втором пришествии Христа игнорировалось или пересматривалось. Уже во II веке отцы церкви стали называть христиан «истинной израильской расой».2 Они отбросили еврейские аспекты Мессианского Царства в пользу одной из версий премилленаризма (эсхатологическая позиция, в которой Христос вернётся до миллениума), по которой эти события предназначены только для христиан.
Ко времени Оригена в III веке многие христиане полностью отказались от премилленаризма, обратившись к приобретающему популярность амилленаризму (эсхатологическая позиция, в которой миллениума не будет), считающему, что сама церковь и является царством.3 Прибегнув к аллегорическому, а не буквальному методу толкования, они пересмотрели библейские обещания о будущем земном царстве с центром в Израиле и пришли к выводу, что речь идёт о духовном царстве, охватывающем период между двумя пришествиями Христа (важно отметить, что премилленаризм никуда не исчезал за всю историю церкви).
Естественно, при такой подмене понятий миллениум, описанный в Откровение 20:1–6, начал приписываться событиям, начиная с первого пришествия Христа, а не тому, что произойдёт после Его второго пришествия, как обозначено в Откровении 19:11–16. Такие изменения в определении термина «царство» были частью большего богословского учения, в котором церковь занимает место Израиля в Божьем плане.4 Это учение о замещении доминировало в христианстве вплоть до Реформации.
Последующие случаи переосмысления термина «царство»
Ещё одно изменение в определение «царства» было внесено в конце XVII и начале XVIII века. Зачинщиком этого переосмысления стал Даниэль Уитби, утверждавший в своей работе A Treatise on the True Millennium (Трактат об истинном Миллениуме. — Прим. пер.) 1703 года, что церковь триумфально подведёт мир к началу Божьего царства посредством успешной евангелизации и христианизации общественных институтов. А Иисус вернётся в конце Миллениума.
Это новое постмилленарное понимание «царства» от Уитби стало преобладающей позицией американского евангельского мира в XIX — начале XX века. Рассматривать царство в свете уверенного прогресса церкви казалось естественным на фоне бурного роста американской экономической и военной мощи в XIX веке. Однако жестокость двух мировых войн и Холокоста в XX веке подорвали оптимизм, присущий мечтам постмилленаризма о прогрессе, и популярность этого учения начала спадать.
В то же время уже начиналось возрождение премилленаризма. Особый интерес в начале XIX века вызывал подъём диспенсациональных форм премилленаризма, что, по сути, было повторным открытием еврейского характера Библии.5
Диспенсационализм, в котором Израиль и церковь всегда рассматриваются отдельно, поспособствовал возвращению к более буквальному пониманию Божьих обещаний, данных Израилю в Ветхом Завете, включая веру в будущее возвращение Израиля на Землю обетованную. Политические события того времени, казалось, поддерживали эту точку зрения: в 1890-х годах началось современное движение сионизма, а в 1948 году Израиль снова стал нацией — после почти 1900 лет рассеяния. В результате после Второй мировой войны этот библейский взгляд занял лидирующие позиции среди верующих в Библию христиан в Америке.
Богословские тенденции последнего времени стали менее однозначными. Премилленарное понимание царства остаётся наиболее распространённой позицией в евангельских кругах, но с возрождением реформатского богословия всё белее популярной становится теология замещения. Некоторые евангельские церкви, некогда учившие буквальной библейской истине о Божьих обещаниях Израилю, покинули этот лагерь.
Этот отход от истины — обычно к амилленаризму — несёт с собою новое определение понятия «царство», незнакомое многим в евангельских кругах. На самом же деле оно является всего лишь новой формулировкой старого пересмотра термина «царство», начавшегося ещё в ранние годы существования церкви.
Исторический обзор переосмысления термина «царство» должен напомнить нам о том, что наши выводы должна определять Библия, а не текущие события. Исходя из этого принципа, следует серьёзно отнестись к Божьим обещаниям Израилю и верить в то, что Мессия Иисус вернётся в Израиль и установит земное царство. Для установления предсказанного пророками царства необходимо Его буквальное присутствие на земле (Ис 11; Дан 7; Зах 12–14; Откр 19–22). Концепция царства никогда не должна рассматриваться в свете идей, противоречащих библейской истине.
Latest posts by (see all)
- Что такое царство Божье? - 11/03/2020
- Когда произойдёт восхищение? - 18/12/2019
- Ответ на высшую критику - 26/09/2019
- Эту идею иногда называют «универсальным Царством Бога». Например, см. Alva J. McClain, The Greatness of the Kingdom (1959; reprint, Winona Lake, IN: BMH Books, 1992), 22–36.
- См. Justin Martyr, «Dialogue with Trypho, a Jew», The Anti-Nicene Fathers, ed. A. Roberts and J. Donaldson, vol. 1, chapter 11 (1885; reprint, Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1993).
- Origen, «De Principiis», The Anti-Nicene Fathers, ed. A. Roberts and J. Donaldson, vol. 4 (Buffalo, NY: The Christian Literature Company, 1885), 2.11.2.
- Для более детального ознакомление с этими историческими процессами см. Ronald E. Diprose, Israel in the Development of Christian Thought (Rome: Istituto Biblico Evangelico Italiano, 2000). И также Michael J. Vlach, The Church as a Replacement of Israel (New York, NY: Peter Lang, 2009).
- Mike Stallard, “The Rediscovery of the Jewish Perspective of the Bible,” The Gathering Storm: Understanding Prophecy in Critical Times, ed. Mal Couch (Springfield, MO: 21st Century Press, 2005), 57–71.