Автор:
.
Есть все основания полагать, что жизнь тех, кто поверил в Иисуса Христа как Спасителя и, как результат, родился в Божью семью, в какой-то степени изменится. Кто-то скажет, что свидетельством этой новой жизни являются хорошие дела, которые и доказывают спасение человека. Если это правда, тогда верно и обратное: нет добрых дел — нет и спасения. Согласно этой позиции, добрые дела (иногда называемые «плодом» или свидетельством изменённой жизни) доказывают или опровергают вечное спасение человека.
В защиту взгляда о том, что дела могут доказать или опровергнуть вечное спасение человека, обычно приводят несколько стандартных отрывков. Наиболее распространёнными, пожалуй, можно назвать Иакова 2:14–26, Иоанна 15:6 и Матфея 7:15–20. Однако Иаков писал христианам о пользе их веры, а не её подлинности. Точно так же в Иоанна 15:6 Иисус говорит о верующих, не приносящих плода, и сравнивает их с сожжёнными ветвями, то есть не очень полезными. В Матфея 7:15–20 находится предостережение о лжепророках (а не верующих в целом), которых можно оценить по злым делам или еретическому учению (а не отсутствию дел в целом).
В Писании не найти отрывка о том, что дела могут быть доказательством спасения. На самом деле, попытки использовать наличие дел как доказательство спасения, а их отсутствие как доказательство отсутствия спасения чреваты большим количеством проблем.
Добрые дела свойственны нехристианам
Сами по себе дела не могут доказать, что кто-то навеки спасён, потому что не уверовавшие во Христа люди часто совершают добрые дела. Да и в многих нехристианских религиях добрые дела занимают важное место. Иногда во внешних провлениях этики нехристиане превосходят устоявшихся христиан. В Евангелии от Матфея 7:21–23 видно, что не знающие Христа способны на великие поступки, но их дела бесполезны для демонстрации их спасения — они не спасены.
Добрым делам трудно дать определение
Мы можем сказать, что хорошие дела — это поступки, совершённые христианином через Духа для Господа, но как знать, что каждый отдельный поступок таков? Трудно представить, чтобы христианин (или нехристианин, если уж на то пошло) прожил хотя бы один день, не совершив какого-нибудь хорошего дела, как например, пошёл на работу, чтобы обеспечить семью; придержал дверь для кого-то; притормозил, когда кошка перебала дорогу. Как нам знать, что эти дела совершаются через Духа и для Господа, особенно если их могут совершать и нехристиане?
Добрые дела относительны
Что-то в поведении человека, что может показаться неадекватным, может на самом деле быть признаком большого прогресса в его христианской жизни. У человека проскользнуло ругательство, поразившее других верующих, но эти верующие не знают, что до его обращения в христианство ругательства текли из его уст рекой. Количество плодов должно рассматриваться в контексте всей прошлой жизни — а это не так легко сделать. Немалую роль играет также и количество греха в нынешней жизни. Например, если христианин совершит прелюбодеяние, мы, вполне возможно, сосредоточим всё внимание на этом грехе, позабыв, что он совершает другие хорошие дела.
Добрые дела могут быть пассивными по своей природе
Плод спасения не всегда является тем, что мы делаем — часто это то, чего мы не делаем. Став христианином, человек может перестать напиваться или начать воздерживаться от криков на невнимательных водителей на дороге. Такой плод Духа, самоконтроль, может остаться незамеченным другими, из-за того что пассивен по своей природе.
Добрые дела могут остаться незамеченными
В Евангелии от Матфея 6:1–6 Иисус велел своим последователям давать пожертвования и молиться не публично, а тайно. Ведь человек, который никогда не молится в группе верующих, может тихо молиться за рулём, и никто никогда об этом не узнает. А не посещающий церковь человек может регулярно давать пожертвования какой-то христианской миссии. Такие дела остаются незамеченными.
Добрые дела могут быть обманчивы
Нам не дано знать чужих мотивов, потому хорошие на первый взгляд поступки могут совершаться по совсем неправильным причинам. Кто-то может жертвовать деньги в церкви, чтобы впечатлить других. А кто-то может вызваться работать с детьми в церкви только в ожидании возможности сексуально надругаться над ними. Это уж точно не добрые дела! Мотивы трудно распознать (даже для того, кто совершает дело), но Бог знает сердце каждого (1 Кор 4:3–5).
Хорошие дела могут быть непоследовательными
Библия допускает возможность того, что некоторые верующие начнут христианскую жизнь хорошо, но позже отступят от хождения с Господом или впадут в грех (1 Кор 11:30; 2 Тим 4:10; Иак 5:19–20). Если христианин проявляет свидетельства изменённой жизни, но затем отходит от Бога, то какой момент его жизни нам рассматривать для доказательства или опровержения его спасения? Если в добрых делах допустимы проступки или периоды отсутствия добрых дел, то сколько может длится такой период, прежде чем будет вынесен вердикт, что человек никогда и не был спасён?
Заключение
Нигде в Библии не найти учения о том, что плоды и добрые дела могут доказать вечное спасение человека. Из-за того что плод добрых дел не так легко распознать и посчитать, он не может быть надёжным доказательством спасения. Из-за того что измерение чужих плодов по своей природе субъективно, объективно знать, что кто-то спасён, невозможно. Количество поступков, необходимых для удовлетворения одного христианского «инспектора плодов» может не соответствовать требованиям другого. Мы, как христиане, созданы в Иисусе Христе на добрые дела (Еф 2:10), и они от нас ожидаются (1 Тим 6:18; Тит 2:7, 14; Евр 10:24), но добрые дела никогда не привязаны к единственному условию спасения — лишь вера и лишь во Христа (Рим 4:4–5). Хотя добрые дела могут быть дополнительными свидетельствами чьей-то веры во Христа, их недостаточно, чтобы доказать её или опровергнуть. Только вера в Божье обещание вечной жизни через Иисуса Христа гарантирует и доказывает наше спасение.
Чарли Бинг
Latest posts by (see all)
- Сравнение двух грядущих судов - 27/03/2020
- Самоубийство и спасение - 28/02/2020
- Традиции или традиционализм? - 19/01/2020