Автор:
.
Не имеет значения размер. Посмотри на меня. Судишь обо мне по размеру? А не должен ты. Потому что мой союзник – Сила, и могущественный союзник она. Жизнь создает её, взращивает её. Её энергия окружает нас и объединяет. Из света созданы мы, не из этой грубой материи. Ты должен чувствовать Силу вокруг тебя: здесь, между тобой, мной, деревом, камнем — повсюду. Даже между землёй и кораблём.
-Йода
В кинематографической вселенной «Звёздных войн» Сила — это метафизический источник энергии, текущей во всём и через всё. У неё есть темная сторона и светлая, и персонажи могут манипулировать Силой для достижения целей той стороны, к которой они присоединились. Эта Сила безлична, то есть у неё нет воли, интеллекта и эмоций.
Общеизвестно, что идея такой Силы не была придумана Джорджем Лукасом — он лишь позаимствовал её у движения Нью-Эйдж, набравшего популярность в 60–70-е годы. А это движение, в свою очередь, уходит корнями в древние философии и религии, существовавшие ещё в апостольские времена. Ранней Церкви приходилось иметь дело с ересями, появившимися в результате слияния христианства с язычеством, которые можно назвать прото-Нью-Эйдж. Первые церковные соборы дали нам великие доктринальные утверждения (символы веры), но, к сожалению, некоторые современные формы тех древних ересей до сих пор напрямую атакуют доктрину о Святом Духе.
Ниже приведены три цитаты со сайтов трёх организаций, проповедующих ересь. Обратите внимание, что они не признают Святого Духа третьей Личностью Троицы, а представляют Его неким подобием Силы из «Звездных войн»:
Святой дух – это то, посредством чего Иегова проявляет свою силу. Говоря простым языком, святой дух – это прикладная, или действующая сила Бога (источник).
-Свидетели Иеговы
Мы верим, что Отец и Сын являются отдельными сущностями с отдельными сознаниями, и что Святой Дух является силой Бога, а не сознательной сущностью (источник).
-Церковь Бога (Седьмого дня)
Дух не является ни «отдельной» ни «ещё одной» личностью. Это сила, которую излучает Бог, которая вечно проистекает от Него и посредством которой достигается Его вездесущность (источник).
-Христадельфиане
Суть Троицы заключается в том, что один Бог существует в трёх Личностях. Когда мы говорим, что Святой Дух — это Личность, мы не имеем в виду, что Он является человеком из плоти и крови. Говоря богословским языком, мы называем какую-то сущность личностью, если она обладает личностными качествами — волей, интеллектом и эмоциями. По этому определению собака является личностью: у неё есть воля, так что она может решать, за какой машиной погнаться; у неё есть интеллект, так что она может выучить несколько трюков; и у неё есть эмоции, так что она может ненавидеть почтальона. Неодушевленные объекты не имеют ни воли, ни интеллекта, ни эмоций, поэтому они не подходят под определение личности и являются безличными.
Отрывки для подтверждения
«Люк, ты доиграешься и выведешь Силу из себя!» — ни разу не сказал ни один персонаж «Звёздных войн». Когда речь заходит о Силе, мы обычно слышим что-то наподобие: «Используй Силу, Люк», — или: «Позволь Силе течь через тебя», — или: «Её энергия окружает нас и объединяет». Персонажи описывают Силу Именно так, потому что Она безлична. Святой Дух же, напротив, является Личностью, Которая действует в соответствии со Своей волей, интеллектом и эмоциями. Давайте рассмотрим несколько примеров:
Воля
В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр» (Деян 13:1–4).
Обратите внимание, что Святой Дух захотел, чтобы Варнава и Савл выполнили особую работу, сообщил о Свей воле антиохийской церкви и послал их на миссию (смотрите также Деян 16:6–10 и 1 Кор 12:11).
Интеллект
…И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён (Ин 16:8–11).
«Обличит» в Иоанна 16:8 — это перевод греческого слова elegchō (ἐλέγχω, G1651), которое означает «убедить кого-то» или «доказать что-то». Тот факт, что Святой Дух вовлечён в убеждение людей в истине, свидетельствует о Его интеллекте, способном отличать истину от всего остального. Также Он является учителем (примеры: Неем 9:20; Лк 12:12; Ин 14:26), для чего требуется активный интеллект.
Эмоции
Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их: Сам воевал против них (Ис 63:10).
И не опечаливайте Святого Духа Божия, Которым вы были запечатлены на день искупления (Еф 4:30).
Эти два отрывка из совершенно разных контекстов показывают, что Святой Дух либо огорчён, либо имеет потенциальную возможность огорчиться. Автор послания к Евреям говорит нам, что Духа можно оскорбить (Евр 10:29), что снова же было бы невозможно, если бы Он был безличной силой.
Ответ на возражения
Список подтверждающих отрывков можно, конечно же, продолжить. Мы видим множество стихов, где Святой Дух представлен Личностью, а не бездумной силой. Отсюда возникает вопрос: как люди умудряются не заметить этой фундаментальной доктрины? Вот какой ответ дают Свидетели Иеговы:
Иногда Писание персонифицирует святого духа, но это не доказывает, что он является личностью. Библия также персонифицирует мудрость, смерть и грех (Прит 1:20; Рим 5:17, 21). Например, сказано, что у мудрости есть «дела» и «дети», а грех изображён обольщающим, убивающим и производящим пожелание (Мф 11:19; Лк 7:35; Рим 7:8, 11) (источник).
Они правы в том, что иногда безличное персонифицируется в Библии, но мы должны определить, что является нормой. Например, мудрость всегда изображается как личность или она обычно считается безличным понятием, но иногда персонифицируется для донесения какой-то идеи? Персонификация является одним из распространённых литературных приёмов, а Святой Дух обычно представлен Личностью. Представьте себе, что получится, если применить логику Свидетелей Иеговы к другим библейским персонажам: Павел был послан на Кипр, поэтому он не является настоящей личностью, и каждое описание его как личности — это лишь персонификация в литературных целях. Видите, какая получается бессмыслица?
Пол Майлс
Latest posts by (see all)
- Единственный тест на спасение - 22/05/2020
- Царь Иван [не намного более, чем мы] Грозный - 19/08/2019
- Была ли Нагорная проповедь презентацией Евангелия? - 04/04/2019