Автор:
.
Мы подошли к чтению Библии как архитекторы: используя известное, мы пытались отыскать неизвестное. В предыдущей статье мы рассмотрели несколько ключевых моментов в Иакова 2:14–26 и увидели, что слово «оправдывать» означает всего лишь «объявить кого-то праведным». Бог называет человека праведным, когда тот уверует, а люди — когда видят его добрые дела. К примеру, Авраам был оправдан Богом перед Ним же по вере и он был оправдан людьми перед ними же по делам.
Вот девять простых фактов, которые мы заметили в Иакова 2:21–25 в предыдущей главе:
1. Иаков не противоречит всей остальной Библии
2. Библия ясно учит доктрине sola fide
3. Иаков пишет верующим
4. Слово «оправдать» означает ’назвать праведным‘
5. Существует больше одного вида оправданий
6. Не только Бог может назвать кого-то «праведным»
7. Бог назвал Авраама «праведным» из-за его веры
8. Люди назвали Авраама «праведным» из-за его дел
9. Люди тоже назвали Раав «праведной»
А сегодня давайте разберём, как эти простые факты проясняют тот контекст, в котором они находятся.
Иаков написал своё письмо с той целью, чтобы «всякий человек был скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак 1:19а). Развивая далее тему «скорого слышания», Иаков пишет: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак 1:22), — и затем продолжает тему «исполнения, а не слышания только» вплоть до того отрывка, который мы сейчас рассматриваем.
Исполнять слово, а не просто слушать его. Это легко понять (но, следует признаться, иногда не так легко делать). Авраам — это хороший пример и того, и другого. Прошло много времени до того, как Авраам наконец-то стал «исполнителем», а не только лишь «слышателем». В Бытие 15 Моисей написал, что Авраам поверил в Бога и был оправдан. Авраам поверил — он «слышатель», но был ли он «исполнителем»? В Бытие 16 описана его авантюра с Агарью, в Бытие 17 он смеётся над Богом, а в Бытие 20 отдаёт свою жену Авимелеху. Авраам, несомненно, был только лишь «слышателем». Он уже был оправдан перед Богом по принципу sola fide, но люди пока что не могли сказать ничего хорошего о нём. Эта ситуация меняется в Бытие 22, где Авраам проявляет послушание Богу и успешно проходит испытание, принеся Исаака на жертвенник. Наконец-то Авраам совершает поступок, заслуживающий уважения!
Ремарка: племянник Авраама, Лот, жил ещё хуже. Мало того, что его поступки были хуже, так он ещё и не сделал ничего хорошего, за что мы могли бы его похвалить. При этом перед Богом он был оправдан. Мы это знаем, потому что в Библии он назван «праведным Лотом» (2 Пет 2:7). Лот назван праведным точно не по делам, а потому что он был верующим, хоть и ничего не делающим.
Всё, что Иаков написал об Аврааме и Раав напрямую относится к его повелению быть «исполнителями», а не «слышателями» только. Здесь всё понятно! Давайте теперь попробуем с помощью этих простых идей разобраться с чем-то более сложным:
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто‐нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», — но не даст им потребного для тела: что пользы? (Иак 2:15,16)
«Идите с миром, грейтесь и питайтесь» — это реакция «слышателя». Такой была бы реакция Авраама в как минимум 6 главах Бытие. Если Авраам мог, будучи спасённым, совершать подобное, то что говорить о любом из нас?
«Только слышатель» довольно бесполезен. Его уши слышат, но это не вызывает никакой реакции во всём теле. Это, по сути, отображает мышление «только верующего». Да, он может мыслить… но если у него появляется хорошая идея и он никогда не воплощает её в жизнь, то какая польза от его мыслей? Примерно такая же, как от ласт в сыпучих песках, катапультного кресла на вертолёте, буквы «л» в слове «солнце», второй клавиши shift на клавиатуре или белого карандаша, — это бесполезно!
Не удивительно, что Иаков написал: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:17), — и: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26). Контекст этих слов очень прост: будьте исполнителями, а не «слышателями» только. Очень много людей «перекручивают» этот стих и усложняют его смысл, а затем на основании этого усложняют и смысл слова «верить» во всех стихах Библии, в которых оно встречается. Если мы просто-напросто сначала разберёмся с простыми отрывками и уже потом, отталкиваясь от них, позволим сложным отрывкам занять своё место, то многие непонятные стихи начнут проясняться.
Мы начали эту статью с девяти простых и понятных фактов. Я хочу добавить к ним ещё пять:
10. Авраам сначала был всего лишь «слышателем», а потом стал исполнителем
11. Иаков хочет, чтобы мы были исполнителями, а не просто «слышателями»
12. Одно лишь «слышание» никого не накормит
13. Одна лишь вера никого не накормит тоже
14. Одна лишь вера вообще никому не помогает
В книге Иакова есть ещё много ценных для нас уроков, но пока что остановимся на этом. Не стесняйтесь, исследуйте дальше, но как в этом отрывке, так и во всех остальных:
Используйте известное, чтобы отыскать неизвестное.
Пол Майлс
Latest posts by (see all)
- Единственный тест на спасение - 22/05/2020
- Царь Иван [не намного более, чем мы] Грозный - 19/08/2019
- Была ли Нагорная проповедь презентацией Евангелия? - 04/04/2019