Автор:
.
В старших классах у меня был предмет архитектуры, и он мне очень понравился. Учитель ставил перед нами разные задачи, а мы должны были, используя наши знания геометрии, решать их с помощью бумаги, прямоугольных линеек, компасов и других инструментов архитектора. Очень часто для решения задач нужно было разузнать новую информацию с помощью известной нам ограниченной информации. Наш учитель постоянно повторял одно и то же:
Находите неизвестное с помощью известного вам.
Это очень полезный совет. Определив истинность какого-то факта, мы можем потом с помощью него разобраться в чём-то неизвестным и непонятным. Практическая польза этого совета выходит далеко за рамки урока архитектуры старших классов — по этому принципу, по сути, происходит научный и технический прогресс. Эта же концепция лежит в основе толкования различных документов, будь то законов, исторических источников или даже Библии.
Если мы подойдём к сложным отрывкам Библии, как архитекторы — находя неизвестное с помощью известного — то большая часть богословской неразберихи просто испарится.
Иакова 2:14–26 — это один из наиболее непонятных стихов Библии, но это совсем не обязательно должно быть так. Итак давайте посмотрим, что будет, если мы подойдём к нему, как архитекторы.
Во-первых, давайте определим что нам уже известно. Мы знаем, что Библия ясно учит, что мы получаем вечную жизнь лишь по вере лишь во Христа.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)
Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. (Ин 4:13,14)
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. (Ин 5:24)
Иисус сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?» (Ин 11:25,26)
Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (Рим 4:1–3)
Они же сказали: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой. (Деян 16:31)
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф 2:8,9)
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом… (Тит 3:5)
Есть множество стихов, в которых мы находим подтверждение доктрине sola fide (спасение ’лишь по вере‘), но как сопоставить с этим Иакова 2:17?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. (Иак 2:17)
Один из распространённых способов согласования этого стиха с доктриной sola fide — это дать новое значение множеству стихов на основании этого одного сложного отрывка. В этом заключается суть доктрины, под названием «Спасение через господство» (Lordship Salvation), приверженцы которой поменяли значение слова «верить» в каждом отрывке про спасение. Их новое определение этого слова: ’верить и совершать добрые дела‘. В архитектуре это был бы пример того как делать не нужно. Слово «верить» означает в греческом то же самое, что и его эквивалент в английском (и русском. — Прим. пер.) языке: ’верить‘. Но если вы не согласны, не стесняйтесь просмотреть более 2000 примеров использования этого греческого слова в небиблейских текстах. Нельзя вырывать одно слово из контекста и с помощью него давать новое определение многим-многим другим. Так что давайте подойдём ко 2-ой главе Иакова, как архитекторы, пытаясь разобраться со сложными частями с помощью простых.
Сделав шаг назад и проанализировав книгу Иакова целиком, мы увидим, что она была адресована верующим. Иаков даже называет их «братьями» более десяти раз. Взглянув отдельно на отрывок Иакова 2:14–26, мы увидим, что там есть несколько непростых моментов — особенно если просмотреть несколько разных переводов. К примеру, Иаков приводит в этом отрывке несколько гипотетических ситуаций:
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто‐нибудь из вас скажет им… (Иак 2:15-16а)
Но скажет кто‐нибудь… (Иак 2:18а)
Давайте пока что отметим отрывок Иакова 2:15–20 как «сложный» и взглянем на что-нибудь более понятное.
В Иакова 2:21–24 упоминается Авраам. Нам известно очень многое о нём от Моисея и даже Павла, так что, может быть, эта часть будет лёгкой. По этой причине Иаков, скорее всего, и привёл в пример именно Авраама — он был бы знакомой и понятной темой для его еврейской аудитории.
Давайте посмотрим что он пытается им объяснить с помощью этого примера. Пример с Авраамом он завершает такими словами:
ὁρᾶτε τοίνυν ὅτι ἐξ ἔργων δικαιοῦται ἄνθρωπος καὶ οὐκ ἐκ πίστεως μόνον.
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак 2:24)
А вот здесь для нас важно обратить внимание на грамматику в греческом тексте. В переводе этого стиха слово «только» остаётся не совсем понятным. Оно определяет существительное «вера» или глагол «оправдаться» и означает «не только верой» или «не только оправдывается»? К счастью, в греческом это выглядит намного понятнее. Иаков использовал слово «μόνον» (монон). Это наречие, так что оно определяет глагол «оправдался».1 Перевод этого стиха будет немного понятнее в таком виде:
Видите ли, что человек [ещё] оправдывается делами, а не верою только [он оправдывается]? (Иак 2:24)
Это означает, что слово «оправдание» не всегда означает спасение от ада по вере. И это не удивительно. Слово «оправдать» означает всего лишь ’назвать кого-то праведным или справедливым‘. Например:
И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым… (Лк 7:29)
«Воздали славу» — это перевод греческого слова «оправдать». Означает ли это, что мытари спасли Его от вечности в озере огненном? Конечно нет. Они всего лишь назвали Бога «праведным».
Существует больше одного вида оправдания. Это относится к категории лёгкого и известного. А теперь давайте копнём глубже и посмотрим, что мы сможем с помощью этого разузнать.
Иаков говорит, что человека называют «праведным» по вере и тоже что человека называют «праведным» по делам. Посмотрите на приведённый им пример с Авраамом:
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». (Иак 2:21–23)
Итак сначала Моисей говорит нам в Бытие 15:6, что Авраам поверил и был оправдан (и это вменилось ему в праведность). Это Павел безустанно пытается объяснить в Римлянам 4. Авраам был оправдан по принципу sola fide — лишь по вере Бог объявил его «праведным». А затем произошёл ещё один случай, после которого люди назвали его праведным (он наречен другом Божиим). Люди нарекли его «праведным» из-за его поступка — он принёс Исаака на жертвенник. Бог может «видеть», что Авраам поверил, но люди могут видеть только то, что Авраам сделал.
Иаков пытается объяснить, что помимо оправдания по вере перед Богом, есть и другой вид оправдания — по делам перед людьми. Это тоже относится к лёгкому и известному нам.
Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путём? (Иак 2:25)
Имя Раав не записано в Книге жизни из-за того, что она защитила шпионов (её имя в этой книге из-за её веры), но о ней мы находим упоминание в книге Иисуса Навина, Матфея, Евреям и Иакова, где люди по сей день читают о её храбрых поступках и похищаются ими.
Давайте повторим все простые идеи, которые мы нашли на данный момент:
1. Иаков не противоречит всей остальной Библии
2. Библия ясно учит доктрине sola fide
3. Иаков пишет верующим
4. Слово «оправдать» означает ’назвать праведным‘
5. Существует больше одного вида оправданий
6. Не только Бог может назвать кого-то «праведным»
7. Бог назвал Авраама «праведным» из-за его веры
8. Люди назвали Авраама «праведным» из-за его дел
9. Люди тоже назвали Раав «праведной»
Ни одно из этих утверждений не представляет трудности для понимания. Мы всего-навсего определили и сформулировали факты, в которых мы уверенны.
Этого пока достаточно. Мы разберём Иакова 2:17 и другие сложные вопросы в следующий раз.
Пол Майлс
Latest posts by (see all)
- Единственный тест на спасение - 22/05/2020
- Царь Иван [не намного более, чем мы] Грозный - 19/08/2019
- Была ли Нагорная проповедь презентацией Евангелия? - 04/04/2019