Автор:
.
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает праведность 1 (2 Пет 3:13)
У Бога есть планы на будущее, и в них входит Его праведное правление над Его людьми как на земле, так и в вечности. Гарантировать праведное правление в будущем способен в Своём провидении лишь суверенный Бог, обладающий всеми божественными атрибутами, такими как всезнание, всемогущество, вездесущность и так далее. В определённом смысле Бог вечно правит всюду. Он всегда остаётся суверенным Правителем всего Своего творения (Пс 144:13; Иер 10:10). Писание учит, что «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс 102:19), и что «Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс 134:6). Даниил написал: «Его владычество — владычество вечное, и Его царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле» (Дан 4:31б–32a). Начиная с книги Бытие и заканчивая книгой Откровение, Бог суверенно правит жизнями людей и народов. Люди существуют, потому что Бог даёт им жизнь. Давид писал: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас» (Пс 99:3). Бог определяет продолжительность жизни каждого человека, и за Ним решение о дне и причине его смерти. Написано: «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Пс 138:16). Анна в своей молитве сказала: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6). Люди живут и умирают по решению Бога: «Ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» (Деян 17:28). Бог контролирует, где и когда в истории будет жить каждый человек: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» (Деян 17:26). Даже существование великих правителей этого мира обусловлено Его планом: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан 2:21). Бог силён дать богатство и повергнуть в бедность: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар 2:7). Он позволяет падшим ангелам и людям грешить и способствовать нечестию, но их поступки никогда не идут вразрез с Его суверенной волей и не выходят за её пределы (Иов 1:1–21; Пс 104:12–15; 3 Цар 22:19–23; 2 Кор 12:7–10).
Именно абсолютный суверенитет Бога позволяет Ему в провидении конѷа Ним решение о дне и причине его смерти. Написано: «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Пс 138:16). Анна в своей молитве сказала: «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6). Люди живут и умирают по решению Бога: «Ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» (Деян 17:28). Бог контролирует, где и когда в истории будет жить каждый человек: «От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию» (Деян 17:26). Даже существование великих правителей этого мира обусловлено Его планом: «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан 2:21). Бог силён дать богатство и повергнуть в бедность: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар 2:7). Он позволяет падшим ангелам и людям грешить и способствовать нечестию, но их поступки никогда не идут вразрез с Его суверенной волей и не выходят за её пределы (Иов 1:1–21; Пс 104:12–15; 3 Цар 22:19–23; 2 Кор 12:7–10).
Именно абсолютный суверенитет Бога позволяет Ему в провидении контролировать творение и человеческие дела и осуществлять Свою волю на земле. Божьим провидением называют Его мудрые и личные действия, которыми Он создаёт и контролирует обстоятельства для того, чтобы направлять историю согласно Своему предопределённому плану. А конечная цель всего этого — Его слава и благо Его избранных. Люди живут в потоке истории, где их несут обстоятельства, контролируемые Богом. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим 8:28). На небесах и земле Бог создал всё по Своему суверенному изволению и поддерживает Своё творение и управляет им, как того пожелает. Бог «есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол 1:17). Господу всегда всё известно. Он знает, когда воробей падает на землю (Мф 10:29) и постоянно меняющееся количество волос на наших головах (Мф 10:30).
Ему известны наши мысли до того, как они придут нам в голову (Пс 138:2), и наши слова до того, как мы их скажем (Пс 138:4). Он знает, насколько мы нечестивы (Иер 17:9; Мк 7:21–22), но выбирает любить нас по благодати, несмотря на нашу греховность (Мф 5:45; Рим 5:6–10; Еф 2:1–9). Некоторых он избирает для определённой цели ещё в утробе матери (Иер 1:5; Гал 1:15). Из-за того что Бог праведен, все Его поступки справедливы. Из-за того что Он любящий и добрый, Он руководит всем ради Своей славы и блага избранных Им. Нечестивые тоже находятся под Божьим суверенным контролем, и Он использует их в собственных целях (Пр 16:4).
Праведное Божье Царство, обещанное Давиду
Не следует путать Божье вселенское и вечное царствование с Его земным царством. У Бога есть конкретный план на будущее — установить земное царство, центром которого будет Иерусалим, а правителем — Иисус Христос. Это было обещано в Давидовом завете, когда Бог предвещал Давиду, что один из его потомков будет вечно править с его престола (2 Цар 7:12–13). Господь сказал Давиду: «И будет непоколебим дом твой и царство твоё на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7:16). Из других отрывков известно, что это обещание было дано в рамках завета, который Бог заключил с Давидом: «Я поставил завет [בְּרִית berith] с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: „Навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой“» (Пс 88:4–5). И дальше он провозглашает: «Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах» (Пс 88:36–38). Для вечного царства необходима вечная Личность, которая будет им править. Иеремия пророчествовал и об таком Царе, и о царстве:
«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и праведность на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно;и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь оправдание наше!“» (Иер 23:5–6).
«Вот, наступят дни, — говорит Господь, — когда Я выполню то доброе слово, которое изрёк о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и праведность на земле» (Иер 33:14–15).
Невозможно не заметить, что этот обещанный потомок Давида описывается как «отрасль праведная», которая «воцарится и будет поступать мудро, и будет производить суд и праведность на земле». Нам известно, что справедливость и праведность будут характерной чертой правления этого Царя над Израилем и землёй. Даниил писал о вечной природе этого будущего земного царства: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2:44). Земные царства появляются и исчезают, потому что их правители или умирают, или теряют свою власть. Однако будущий правитель Божьего царства на земле никогда не умрёт, что объясняет, почему оно «не будет передано другому народу» и будет длиться вечно. Также Даниилу было открыто, что Божьи святые станут участниками этого царства: «Царство же, и власть, и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан 7:27). У царей обычно есть власть и подданные, которыми нужно править. Святые всех времён познают праведное правление Божьего Царя на земле.
Иисус — Божий праведный царь
Вплоть до зачатия Иисуса никто не знал имени этого будущего царя. Люди лишь предвкушали Его приход. Обещание, данное Давиду и повторённое Иеремией и Даниилом, было наконец-то подтверждено Марии: её Сын, Иисус, воссядет на престоле Давида и будет вечно править домом Иакова. Иисус и есть тем самым вечным царём, который станет, согласно Божьему декрету, правителем вечного царства. Вот как это объявил Марии ангел Гавриил:
«И сказал ей Ангел: „Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1:30–33).
В словах Гавриила можно отметить несколько моментов: (1)D0нное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан 7:27). У царей обычно есть власть и подданные, которыми нужно править. Святые всех времён познают праведное правление Божьего Царя на земле.
Иисус — Божий праведный царь
Вплоть до зачатия Иисуса никто не знал имени этого будущего царя. Люди лишь предвкушали Его приход. Обещание, данное Давиду и повторённое Иеремией и Даниилом, было наконец-то подтверждено Марии: её Сын, Иисус, воссядет на престоле Давида и будет вечно править домом Иакова. Иисус и есть тем самым вечным царём, который станет, согласно Божьему декрету, правителем вечного царства. Вот как это объявил Марии ангел Гавриил:
«И сказал ей Ангел: „Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1:30–33).
В словах Гавриила можно отметить несколько моментов: (1) её Сын получит имя Иисус, которое происходит от еврейского Иешуа ‘Яхве спасает’. (2) Слова Гавриила «Он будет велик» касаются как Его Личности, так и достижений. (3) Он будет назван «Сыном Всевышнего», что говорит о равенстве с Богом-Отцом. (4) Бог «даст Ему престол Давида, отца Его». Это, несомненно, должно было напомнить Марии о словах во 2 Царств 7:16 и, возможно, Псалтирь 88:36–38 — отрывках, повествующие о том, что Бог возведёт потомка Давида в правители на его престол в Иерусалиме.
Иисус «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Читая библейский текст, возникает вопрос: как Мария поняла эти слова? Естественно, она поняла их в самом буквальном и простом смысле: её Сын, Иисус, исполнит библейские обещания о сыне Давида, который воссядет на Своём земном престоле и будет вечно править Израилем и всей землей.2
Стивен Кук
Latest posts by (see all)
- Праведность Бога в будущем (часть 3) - 17/07/2019
- Праведность Бога в будущем (часть 2) - 04/07/2019
- Праведность Бога в будущем (часть 1) - 20/06/2019
- В Синодальном переводе в этом стихе используется слово «правда», а на греческом — «праведность» (dikaiosyne), которое было сохранено в английском переводе, используемом автором. В синодальном же переводе это греческое слово довольно часто переведено словом «правда». Из-за того, что праведность — главная тема этой серии статей, слово «правда» в подобных ситуациях будет заменено на «праведность» для смысловой гармонии при чтении. Мы призываем читателей, заинтересованных этим вопросом в переводе с текстов оригинала, обратиться к изначальному тексту на иврите и греческом. — Прим. ред.
- То, что Иисус не исполнил эти обещания, известно из Библии и истории. Иисус, несомненно, восседает на престоле в раю; но это не земной престол Давида. Иисус сможет исполнить обещание, данное в рамках Давидова завета и произнесённое повторно ангелом Гавриилом, если вернётся в будущем и займёт престол, который по праву и обетованию принадлежит Ему.