Автор:
.
Одно из базовых правил толкования Библии заключается в признании того, что церковь и Израиль — это отдельные «программы» Бога. Они подобны двум поездам, несущимся по разным путям. Богослов и основатель Даллаской Богословской Семинарии Льюис Сперри Чейфер собрал двадцать четыре отличия между Израилем и церковью.1 Некоторые их них приведены ниже.
Первое отличие: Израиль является женой Иеговы (Иса 54), а церковь — невестой Христа (Еф 5:22–33). Второе: Израиль родил Христа (Откр 12:1–5), а Христос родил церковь (Мф 16:18). Третье: Христос вернётся спасти Израиль, когда тот поверит в Него на национальном уровне в конце периода скорби (Мф 23:37–39). А спасти церковь Он вернётся при восхищении (Ин 14:1–3). Четвёртое: Божьи отношение с Израилем изображены в образе отношений между царём и подданным (Иса 33:22), а Христос изображён по отношению к церкви в образе главы и жениха (Еф 5:22–33). Пятое: Божья программа действий через Израиль началась в Бытие 12, а Его программа действий через церковь — во 2-й главе Деяний (Мф 16:18; 1 Кор 12:13; Деян 1:5; 11:15–16).
Шестое отличие: 80% Библии касаются Израиля, и лишь 20% — церкви. Седьмое: Израиль был прямым участником библейских заветов (Иер 31:31–32), а церковь — нет, поскольку на момент их заключения ещё не существовала. В отношении этих заветов церковь лучше всего называть бенефициаром-третьим лицом, а не одной из напрямую участвующих в них сторон. Другими словами, церковь получает выгоду от этих заветов, но не участвует в них напрямую. Восьмое: Израиль — это нация (Пс 147:9), почему он всегда и изображён в Библии независимым государством с границами и столицей. Даже сегодня Израиль является одной из стран мира наряду с Японией, Аргентиной, Канадой и любой другой страной. Церковь же является не нацией (Рим 10:19), а собранием людей из разных стран (Гал 3:28; Еф 2:11–22; 3:6, 15). Ей не предусмотрено место среди народов земли — она лишь странник в системе этого мира (1 Пт 2:11).
Девятое отличие: Израиль вёл физические войны с множеством врагов, как, например, филистимлянами, а церковь ведёт духовную войну в ангельскими врагами (Еф 6:10–20). Десятое: в Писании оговорено много маркеров, обозначающих начало и конец каких-то периодов и событий, связанных с Израилем (Быт 15:13–16; Иер 25:11; 29:10; Иез 4:5–7; Дан 9:24–27). Речь идёт о различных временных промежутках с оговоренным началом и концом. Для церкви же таких чётких временных рамок в Новом Завете не найти. Одиннадцатое: все священники Израиля были из колена Левия и по линии Аарона. А вот у церкви священства нет, потому что она сама им и является (Откр 1:6). Новый Завет учит о священстве всех верующих (1 Пет 2:5, 9) — каждый верующий века церкви является священником с прямым доступом к Богу-Отцу через Бога-Сына.
Двенадцатое отличие: Израиль будет воскрешён в начале тысячелетнего царства (Дан 12:2; Ин 11:23–24; Откр 20:4–5), а верующие века церкви получат свои воскресшие тела в момент восхищения (1 Фес 4:13–18; 1 Кор 15:50–58). Тринадцатое: суд над Израилем произойдёт на земле, в конце периода скорби, в пустыне (Иез 20:33–44). А вот для церкви в Новом Завете назван лишь один суд — суд «Бэма», предназначенный для получения наград на небесах после восхищения (Рим 14:10; 1 Кор 3:10–15; 2 Кор 5:10). Четырнадцатое: врата нового Иерусалима названы в честь двенадцати колен (Откр 21:12), которые лежат в основании Израиля, а основания вечного города названы в честь двенадцати апостолов (Откр 21:14), которые стали основанием церкви (Еф 2:20). Пятнадцатое: человек становится членом страны Израиль посредством физического рождения. А вот членство в церкви доступно лишь через духовное рождение (Ин 3:1–9; Тит 3:5).
Шестнадцатое отличие между Израилем и церковью: Моисеев Закон напрямую использовался как государственный закон Израиля (Пс 147:8–9). Для церкви же авторитетным руководством служит откровение Нового Завета. Конечно же, всё Писание полезно для церкви (2 Тим 3:16; Рим 15:4), но лишь в посланиях Нового Завета говорится конкретно о церкви. Семнадцатое: Дух Святой обитал в евреях Ветхого Завета выборочно (Иоил 2:28), временно (1 Цар 16:14; Пс 50:12) и после спасения для какой-то особой цели (Исх 31:3). А в церкви Дух Святой обитает во всех верующих века церкви (1 Кор 12:13) постоянно (Ин 14:16) с момента спасения (Рим 8:9). Вот почему действия Духа в Израиле и через него нельзя брать за образец того, как выглядит нормативная жизнь верующего нынешнего века с Духом Святым (Ин 7:37–39; 14:16–17; Деян 1:5). Восемнадцатое: прощальные слова Христа Израилю (Мф 24:15; 20) записаны в беседе на Масличной горе (Мф 24–25), а Его прощальные слова церкви (Ин 16:12–13) — в беседе в горнице (Ин 13–17). Девятнадцатое: Израиль назван первенцем Бога (Исх 4:22), но церковь такого звания или статуса не получила ни разу. Двадцатое: Божья программа действий с Израилем была явлена в Ветхом Завете, а Его программа действий с церковью оставалась неизвестной в ветхозаветные времена. Из-за того, что церковь — новозаветная тайна (Еф 3:3–6), что-то доныне скрытое, а ныне явленое (Рим 16:25–26), доктрины для века церкви находится эксклюзивно в Новом Завете (Мф 16:18; Ин 13–17), а не в Ветхом.
Учёт этих отличий между Израилем и Церковью убережёт нас от того, чтобы брать пророчества и обещания, предназначенные конкретно Израилю, и применять их по отношению к нынешней диспенсации века церкви.
Энди Вудс
Latest posts by (see all)
- Три Времени Спасения - 06/02/2020
- Чему нас учит о спасении вор на кресте - 07/11/2019
- Храмы Библии (Часть 3) - 06/06/2019