Автор:
.
Комментарий от Эт Либрос:
Это вторая статья в серии о храмах, описанных в Библии. В ней Энди Вудс рассматривает несколько важных моментов о третьем храме, храме периода Скорби. Чтобы вспомнить краткое описание этого храма, читайте первую статью серии здесь.
Не духовный храм
В Откровение 11:1–2 сказано: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: „Встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца“». Обратите внимание, что в Откровение 11:1 Иоанну дано повеление измерить храм. Согласно Иезекииля 40:3 и Захария 2:1ff, когда Бог что-то измеряет, Он пытается определить духовную глубину Своего народа. Многие авторы библейских комментариев считают, что Бог говорит Иоанну измерить храм периода Скорби, чтобы продемонстрировать, что его строительство мотивировано еврейской националистической гордостью, а не подлинными духовными причинами. Не забывайте, что Иоанн описывает третий храм на тот момент периода Великой скорби, когда израильский народ в целом будет всё ещё пребывать в неверии. Факт этого неверия помогает понять, почему Иоанн всего несколькими стихами позже сравнивает духовное состояние Иерусалима с развратом Содома и рабством Египта (Откр 11:8). Это также объясняет, почему их решение восстановить этот храм будет мотивировано чем-то иным, нежели искренним и подлинным желанием прославить Бога.
Времена язычников
В Откровение 11:2 Иоанну также было сказано, что язычники будут топтать языческие дворы храма и священного города Иерусалима в течение 42 месяцев. Здесь идёт речь о «временах язычников», которые также упомянуты в Луки 21:24. В тексте говорится: «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников». «Временами язычников» называется период, когда языческие народы мира способны влиять на Израиль и Иерусалим или доминировать над ними посредством политического давления (Дан 2:7). Времена язычников начались, когда языческая власть Вавилона завоевала Израиль и взяла евреев в плен в 586 г. до н. э. Даже после того, как евреи вернулись из вавилонского плена, ими продолжали манипулировать более могущественные языческие народы. Затем, незадолго до Христа, землю Израиля оккупировал Рим, и он же в 70 г. н. э. вторгся в Иерусалим. Когда Израиль снова стал отдельной нацией в 1948 г., он и дальше терпел нападки и огромное давление со стороны своих враждебных арабских соседей. Даже после того, как евреи восстановили контроль над ветхозаветным Иерусалимом, в попытке умиротворить арабских мусульман они передали им контроль над первоначальной храмовой горой. Как следствие, арабы по сей день остаются политическим хранителем храмовой горы. Современное международное сообщество не перестаёт оказывать огромное давление на Израиль, пытаясь заставить его отдать ещё больше своей территории враждебным арабским соседям. Когда мы читаем в Откровении 11:2, что язычники будут попирать внешние дворы храма и священного города Иерусалима в течение сорока двух месяцев, то понимаем, что языческие народы будут продолжать господствовать над Израилем и храмовыми дворами даже во время периода Скорби. Эта ситуация не изменится, пока не истекут вторые сорок два месяца периода Скорби и Иисус не вернётся, чтобы освободить национальный Израиль и установить Своё царство в Иерусалиме. Тогда и только тогда языческие народы лишатся способности влиять и оказывать давление на Израиль. Другими словами, времена язычников закончатся только по возвращении Христа. Таким образом, времена язычников (или эпоха, когда в Израиле господствуют языческие народы мира) — это период между вавилонским завоеванием в 586 г. до н. э. и вторым пришествием Христа.
Готов к восстановлению
Многим консервативным и ортодоксальным лидерам Израиля не терпится увидеть восстановление еврейского храма. Они боятся, как бы евреи не утратили своей народной и культурной индивидуальности, потому что браки евреев с язычниками становятся крайне популярным явлением. В библейские времена храм был для евреев политическим, культурным и религиозным центром. Восстановление того, что когда-то был центром еврейской национальной жизни, по их мнению, поспособствует их целе — укреплению еврейской культурной самобытности. В результате уже были составлены планы для третьего еврейского храма. В Институте Храма (Temple Institute. — Прим. пер.) в Иерусалиме уже существует миниатюрная модель предлагаемого храма; были сформированы комитеты с единственной целью — восстановить третий храм; еврейских священников сейчас обучают религиозным обязанностям в храме; священническая одежда и религиозная утварь подготовлены.
Как быть с мечетью «Купол скалы»?
Большинство специалистов полагают, что третий храм будет восстановлен на первоначальной храмовой горе, где когда-то стояли ветхозаветные храмы. Согласно традиционной позиции, археологические данные свидетельствуют о том, что храмовая гора находится прямо под мечетью «Купол скалы». Эта скала — священное место в исламской вере, так как якобы именно там Мухаммед вознёсся к Аллаху. Излишне говорить, что малейшие попытки евреев снести «Купол скалы» для восстановления своего храма приведёт к священной войне с их исламскими соседями. Если такое традиционное понимание верно, то возможность восстановления третьего еврейского храма в ближайшем будущем кажется маловероятной.
Однако существует множество других теорий. Одна особо интересная теория была выдвинута археологом Д-ром Ашером Кауфманом. Согласно его позиции, археологические находки указывают, что первоначальная храмовая гора находилась неподалёку от мечети «Купол скалы». Хэл Линдси резюмирует: «В каждом древнем документе, описывающем храм, восточные ворота располагаются точно на восточно- западной осевой линии самого храма. Мечеть «Купол скалы» находится по крайней мере в 150 метрах к югу от этой центральной линии… Отойдя вниз от храма и его внутренней стены двора, я обнаружил, что расстояние до ближайшей точки Купола Скалы составляет 26 метров».1 Это очень захватывающее открытие в свете библейских пророчеств — восстановление третьего иудейского храма возможно без каких-либо соприкосновений с мечетью «Купол скалы».
Антихрист как посредник
Если гипотеза Кауфмана верна, то два величайших религиозных артефакта в мире — третий еврейский храм и мечеть Купол скалы — могут однажды встать друг рядом с другом. Даже если евреи попытаются восстановить храм в Иерусалиме, не потревожив «Купола скалы», такой шаг может вызвать гнев соседних мусульманских стран. Иерусалим — это третий священный город в религии мусульман. Как упоминалось ранее, именно в Иерусалиме пророк Мухаммед якобы вознёсся назад к Аллаху. Соответственно, чем больше евреи привязывают Иерусалим к еврейской культуре, тем больше они рискуют спровоцировать теракты со стороны окружающих исламских фундаменталистов. Такая политическая и духовная реальность объясняет, почему любые попытки евреев восстановить храм могут привести к началу священной войны.
Поэтому многие считают, что евреи смогут восстановить храм только после того, как Антихрист придёт к власти и начнёт править миром. Только он будет обладать навыками, силой и харизмой, необходимыми для мирного урегулирования разногласий между евреями и мусульманами, и позволит евреям восстановить свой храм рядом с «Куполом скалы» без начала священной войны (Дан 9:27а; 1 Фес 5:3а; 2 Фес 2:9; Откр 6:2). Фактическая работа по восстановлению еврейского храма, таким образом, скорее всего, начнётся в первой половине периода Скорби. И хотя эти размышления построены в основном на предположениях с моей стороны, нам точно известно, что храм должен быть построен к середине периода Скорби — иначе Антихрист не сможет его осквернить.
Что будет с третьим храмом?
Первый храм был разрушен вавилонянами (2 Цар 25:9) в 586 г. до н. э. Второй храм был разрушен римлянами (Мф 24:2) в 70 г. н. э. Что будет с третьим храмом, — в Писании не указано конкретно. По мнению одних, он будет разрушен, когда суд Божий изольётся на мир во второй половине периода Скорби. По мнению других, он выстоит все происшествия Скорби и будет в конечном итоге очищен и посвящён в подготовке к храму Тысячелетнего царства (Дан 12:11). Однако есть предсказания о том, что после третьего храма будет четвёртый.
Энди Вудс
Latest posts by (see all)
- Три Времени Спасения - 06/02/2020
- Чему нас учит о спасении вор на кресте - 07/11/2019
- Храмы Библии (Часть 3) - 06/06/2019
- Hal Lindsey, «There’s A New World Coming» (Eugene, Oregon.: Harvest House Publishers, 1984), 149. Более глубокий академический анализ разных взглядов на месторасположение изначальной храмовой горы можно прочесть у Рэндала Прайса (Randall Price) в «The Temple and Bible Prophecy: A Definitive Look at Its Past, Present, and Future» (Eugene, OR: Harvest, 2005).