Автор:
.
«Спасение через господство» — это учение, согласно которому неверующий может быть оправдан перед Богом только если посвятит все сферы своей жизни Христу. Эту идею хорошо поясняет популярное клише: «Если Иисус не Господь всего, то Он и вовсе не Господь» (англ.: if Jesus is not Lord of all then He is not Lord at all. — Прим. пер.). В американских евангельских кругах движение «спасения через господство» начало приобретать серьёзную популярность в 1980-х гг. благодаря разным известным богословам и пасторам. Толчком к этому была благонамеренная и вполне обоснованная тревога о крайне плотском состоянии христианского мира. Решить же эту проблему было предложено путём расширения единственного требования для спасения, надеясь таким образом доказать, что плотские христиане вообще-то никогда и не были спасены, потому что изначально так и не подчинились господству Христа. Я служу пастором в церкви, где не верят в «спасение через господство» и не учат ему. В шестом пункте церковного устава, например, прописано, что «…отказ от греховных поступков может и должен быть результатом покаяния и веры во Христа, но не является ни требованием, ни частью спасения. Аналогично и печаль о грехе не является ни требованием, ни частью спасения. Иначе наше спасение основывалось бы хотя бы частично на наших делах и заслугах, а это довольно чуждая Писанию идея». Многим кажется, что дискуссия о «спасении через господство» — это лишь вопрос семантики, а для практической жизни и служения эта тема особого значения не имеет. В реальности же это учение привносит в жизнь церкви по крайней мере семь проблем.
Семь проблем от учения «спасение через господство Христа»
Во-первых, это учение меняет саму суть Евангелия, которое не требует от человека ничего, кроме детской веры. В Новом Завете можно найти около 150–200 отрывков, в которых единственное условие для спасения неверующего — это лишь вера во Христа (Ин 3:16, 6:28-29; Деян 16:31; Рим 1:16 и т.д.). Вера — это уверенность в Божьем обеспечении, доверие, что Он выполнит обещанное. Как только неверующий поверил во Христа — он спасён в то же мгновенье. Льюис Сперри Чейфер, богослов и основатель Далласской богословской семинарии, описал этот библейский феномен так: «Вера — единственное условие Бога для спасения». Почему Бог сделал спасение настолько простым? По Божьему замыслу, спасение — это бесплатный дар (Рим 4:4). Если бы, кроме веры, человеку нужно было бы ещё и что-то сделать, то спасение стало бы не Божьим делом, а нашим. Человеческое дополнение умалило бы статус бесплатного дара до уровня чего-то, что мы можем заработать. Другими словами, модель «спасения через господство» превращает подчинение и посвящение в дела, которыми человек зарабатывает спасение, тогда как Писание чётко учит, что оно не от дел (Еф 2:8-9; Ис 64:6). Помимо этого, Бог специально спланировал спасение так, чтобы полностью исключить из него элемент человеческого хвастовства (Рим 3:27; 4:2). Если же неспасённый человек может добавить к вере хоть какое-то дело — посвящение, сожаление или подчинение — и заслужить спасение, то он принимает участие в этом процессе и ему уже есть чем хвалиться. Бог этого позволить не может, потому что любого рода гордость Ему противна (Ис 42:8). «Спасение через господство» искажает этот божественный порядок, превращая спасение в то, что мы делаем для Бога, а не Бог — для нас. Спасает нас Христос, а не наше сожаление, подчинение или посвящение Ему.
Во-вторых, идея «спасения через господство» требует от неверующего невозможного. Неспасённые мертвы в своих преступлениях и грехах (Еф 2:1) и потому не способны сделать ничего духовно ценного для Бога — ни послушаться, ни подчиниться, ни сожалеть о грехе, ни оставить грех и т.д. Когда подобные требования становятся условиями для изначального спасения, вместо просто веры, то перед неверующим вырастают непреодолимые преграды. Единственное, что неспасённый может сделать, чтобы угодить Богу, — это положиться на Его план спасения. Как же тогда понимать множество библейских стихов, где неверующим говориться покаяться (Деян 2:38; 17:30; 2 Пет 3:9)? Слово «покаяться» — перевод греческого слова metanoeō, которое происходит от двух греческих слов: meta и noeō. Meta означает ‘перемена’, как в словах: метаморфоза, метастаз. Noeō означает ‘воспринимать’ и лежит в основе английского слова notion ‘понятие‘, ‘мысль, порождённая разумом’. Так что «покаяться», или metanoeō, означает ‘передумать’, ‘поменять своё мнение’ в отношении Христа, а не ‘поменять поведение, чтобы прийти ко Христу’. В этом смысле покаяние будет синонимом веры. Это хорошо поясняется в нашем церковном уставе: «Новозаветное слово «покаяться» (metanoeō) означает ‘передумать’, а не ‘отвернуться от греха’, как сегодня популярно считать. Мы верим, что спасение основывается на одном условии – вере, важной частью которой является покаяние. Когда в Новом Завете человек слышал Евангелие и соглашался с ним, то менял своё мнение, другими словами, каялся. Он переходил от сомнения, непонимания или неверия к вере во Христа как Спасителя. Вот как покаяние связанно со спасением. Важно понимать, что человек может понять Евангелие и всё равно отказаться принять Христа как Спасителя. Однако никто не может истинно поверить во Христа без предшествующего покаяния».
В-третьих, в «спасении через господство» игнорируется вариант плотского христианина. Если для спасения изначально требуется полное подчинение и посвящение Христу, то такого явления, как плотской или не полностью подчинённый Христу верующий быть не может. Однако в Библии находим множество примеров плотских христиан. Например, Лот, трижды названный «праведным» (2 Пет 2:7-8), систематически вёл себя неправедно (Быт 13:10-11, 19:1, 7-8, 14, 30–38). Аналогично и коринфян Павел в начале 1 Коринфянам называет святыми (1 Кор 1:2), но в остальной части письма пишет об их неподобающем святым поведении. Затем Павел называет их плотскими верующими (1 Кор 3:1–3). Плотское христианство, безусловно, не является Божьей совершенной волей для Его детей, тем не менее это вполне возможный сценарий для христиан.
Энди Вудс
Latest posts by (see all)
- Три Времени Спасения - 06/02/2020
- Чему нас учит о спасении вор на кресте - 07/11/2019
- Храмы Библии (Часть 3) - 06/06/2019