Автор:
.
Церковь может жить — или умирать — по традиции. Некоторые церковные традиции полезны: встреча в определённое время, знакомая музыка, соблюдение праздников. Они могут создать семейную атмосферу и помочь людям чувствовать себя комфортно. Тем не менее иногда традиции могут наносить вред.
Традиция — это обычай или привычка, которая становится ожидаемой частью церковной культуры, — к счастью или несчастью. А традиционализм — это когда традиции возводятся до уровня неписаных законов, превосходящих Божье Слово и, следовательно, противоречащих ему. Иисус упрекал фарисеев в соблюдении множества традиций, которые идут в разрез прямым повелениям Бога. Например, Он осудил практику, под названием «корбан», когда человек мог посвятить своё имущество храму (то есть для Божьего использования), но затем отказать в помощи родителям под предлогом того, что его продукты и финансы теперь «корбан», то есть недоступны. Это, конечно, противоречит четвёртой заповеди о почитании родителей. «Оставив Божью заповедь, вы соблюдаете человеческое предание. Вы ловко умеете подменять заповедь Божью вашими собственными традициями», — сказал Иисус фарисеям (см. Мк 7:1–23; ср. Мф 15:1–20).
Используя эту ситуацию в 7-й главе Марка мы постараемся проанализировать, почему Иисус считал традиционализм вредным, и также перечислим некоторые аспекты здорового отношения к традициям.
Опасные последствия традиционализма
Иисус указал на несколько опасных последствий традиционализма:
1. Традиционализм может породить лицемерие (7:6–7). Когда какая-то традиция становится настолько знакомой, что забывается её смысл, действия могут стать машинальными и лишь создавать видимость духовности. Псалмы могут петься бездушно, молитвы — стать предсказуемыми, ритуалы — превратиться в рутину. Человек может производить впечатление духовного, при том что его внешнее поведение не отражает внутренних мотивов или желаний. Будучи далёким от Бога, он притворяется благочестивым, следуя традициям. Это лицемерие.
2. Традиционализм может свести Божье Слово на нет (7:8–13). Так происходит, когда традиция вытесняет послушание чёткому библейскому повелению или принципу. Практика «корбан» — хорошая иллюстрация этой опасной тенденции. Современным примером этого принципа можно назвать поклонение Марии, ставшее официальной практикой католической церкви в 432 г. н. э., несмотря на то, что это противоречит заповеди, запрещающей поклонение кому-либо, кроме Бога. Некоторые протестантские церкви, по всей видимости, возвели определённые традиции до уровня Божьих заповедей, настаивая на таких вещах, как определённый перевод Библии, ограничение гимнами (или только современной музыкой!), «призыв к алтарю» (или отсутствие какого-либо призыва), вопросы о частоте и формате Вечери Господней, использование или неиспользование музыкальных инструментов (например, орган или ударные).
3. Традиционализм порождает и пропагандирует ложную духовность (7:14–23). Люди могут искренне чувствовать себя более духовными или близкими к Богу из-за какого-то ритуала или традиции. Но Иисус учил, что не внешние вещи оскверняют нас или приближают к Богу, а внутренние. Органная музыка в американской церкви не приближает никого к Богу больше, чем незатейливые барабаны под деревом в Африке. То же самое касается и того, какой хлеб (или вино, или сок, или чашу, или стаканчики) мы используем на Вечере Господней. Молитва с поднятыми руками не делает человека суперхристианином. Главный критерий во всём этом — мотив и желание сердца. Но при традиционализме сердце может легко перейти на задний план, а чувство духовности человек будет черпать из внешних практик.
Здоровое отношение к традициям
Как уже было сказано, традиции могут быть и хорошими — всё зависит от нашего отношения к ним и тем, кто может не соглашаться с ними или придерживаться других традиций. Вот несколько рекомендаций о здоровом отношении к традициям.
1. В вопросах, о которых Библия молчит, дайте свободу. В Библии упоминается много тем, требующих строгого послушания, но многие вопросы в ней игнорируются. Например, в ней ничего не найти о том, сколько раз в неделю должна встречаться церковь и в какое время суток. В Ветхом Завете упоминается много музыкальных инструментов для поклонения, а в Новом — ни одного. Если в Библии нет чётких указаний на эти темы, то мы свободны встречаться в любое удобное для нас время и использовать в поклонении любые удобные для нас инструменты. В Библии также ничего не говорится о галстуках, кафедрах, сборниках гимнов, презентациях PowerPoint, стиле сбора пожертвований и призыву выйти вперёд перед всей церковью. Если в Библии нет повелений о какой-то проблеме, церкви должны не боятся делать то, что улучшит их поклонение и отношения с Богом.
2. Не гордитесь традициями. Из-за того что традиции не только не делают нас более привлекательными в глазах Бога, но и даже могут увести от Него, чем нам гордиться? Мы можем научиться ценить традиции других людей, церквей и конфессий, если узнаем больше о заложенном в них смысле и если они искренне следуют Божьему Слову, а не изменяют его. Мы также можем научиться быть гибкими в собственных традициях и не бояться менять их во благо другим.
3. Осознайте, что Бог не боится перемен. Сам Бог никогда не меняется, но о Его путях такого, безусловно, сказать нельзя. Многие Его обещания касаются чего-то нового: новое рождение, новое сердце, новая песня, новый Дух, Новый завет, новые небеса и земля и т. д. Любителям жить «по старинке» может оказаться ужасно некомфортно на небесах! Каждая традиция была новой в момент её появления, так что не бойтесь начинать новые традиции. Оставайтесь открытыми для новых подходов и методов. В церквях раньше использовались доски для мела, затем появились проекторы, а сейчас многие используют компьютеризированные презентации PowerPoint (что дальше — трехмерные голограммы?). Общество, культура и люди меняются — то же должно происходить и со способами их достижения.
4. Убедитесь, что ваши традиции актуальны. Традиции хороши, если помогают людям понять Божью истину и возрастать в ней. Но это вряд ли произойдёт с помощью устаревших и неуместных методов. Например, сколько людей сегодня поймут фразу «собирать снопы» в качестве метафоры для евангелизации? Следует искать наиболее подходящие метафоры для каждой конкретной культуры. Когда мы сами меняемся или забываем смысл традиций, то они легко становятся неактуальными.
Заключение
Некоторые традиции полезны, а некоторые вредны, но в любом случае следует всегда избегать гордого духа традиционализма, возвышающего обычаи человека над Божьим Словом. Если честно оценить наши церкви, то может оказаться, что многие «священные коровы» лучше послужат нам в форме священных гамбургеров. Сама тема сохранения традиций и уважения традиций других — это хорошая возможность проявить благодать и принятие людям с другим прошлым и другими практиками. В конце концов, нас спасает благодать, а не традиции.
Чарли Бинг
Latest posts by (see all)
- Сравнение двух грядущих судов - 27/03/2020
- Самоубийство и спасение - 28/02/2020
- Традиции или традиционализм? - 19/01/2020