Автор:
.
В наше время для многих духовных лидеров стало обычным делом подвергать сомнению актуальность библейских пророчеств. Во многих современных церквях предпочитают не затрагивать библейское откровение о будущих событиях, опасаясь непрактичности и потенциальных разногласий. Для большинства людей библейские пророчества в целом кажутся чем-то абстрактным, оторванным от реальности и не имеющим практического применения в повседневной жизни христианина. При этом истина заключается как раз в обратном. Недавно я был удостоен привилегии выступать на библейской конференции «Актуальность библейских пророчеств». Мне очень понравилось её название, потому что пророчества действительно играют важную роль в повседневной жизни Божьего дитя. На своей сессии я решил последовательно разобрать отрывок 2 Петра 3:3–15, который, наверное, яснее всего показывает, почему актуальность пророчеств и их ценность в глазах Самого Бога. Позвольте мне вкратце поделиться с вами этим отрывком.
Доктрина, метод и мотивы лжеучителей
Во 2 Петра апостол снаряжает своих читателей всем необходимым для того, чтобы выстоять перед натиском лжеучения, которое уже виднелось на горизонте. Вот что Пётр предсказывает относительно лжеучителей: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет 2:1, курсив автора). А в заключительной части своего послания (2 Пет 3:3-15) он объясняет читателям, как реагировать на определенные доктринальные атаки грядущих лжеучителей. В контексте этих наставлений Пётр показывает, насколько значимую роль в действительности играют библейские пророчества.
Пётр предсказывает, что восстанут лжеучителя, которые будут высмеивать доктрину о втором пришествии Христа: «Где обетование пришествия Его?» (2 Пет 3:4). Он даже называет метод, с помощью которого они попытаются опровергнуть это учение: «Прежде всего знайте, что в последние дни придут насмешники с глумлением» (пер. еп. Кассиана). Одним из их подходов будет неприкрытое высмеивание любого, кто стойко верит в буквальное физическое возвращения Христа на землю. Не стоит недооценивать эффективность насмешек. Никому не нравится быть объектом шуток или ощущать себя членом какого-то нелепого сообщества типа «Сторонников теории плоской земли», поэтому людям свойственно сторониться концепций, которые точно могут сделать из них посмешище. Насмешки были популярной стратегией отпугивания людей от слов Божьих пророков. Во 2 Паралипоменон 36:16 сказано: «Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения». Поэтому в заключительном разделе своего послания Пётр подготавливает читателей к отражению грядущих атак. Он не хочет, чтобы аргументы лжеучителей застигли их врасплох, — они должны быть готовы дать им отпор ещё до их появления.
Но перед этим Пётр объясняет, что мотивирует лжеучителей отвергать возвращение Христа. Сначала он пишет, что лжеучителя будут находиться под контролем своих похотей: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» (2 Пет 3:3). Людям, находящимся под контролем греховной природы, свойственно неприятие доктрины второго пришествия, ведь мысль о возвращения Христа автоматически означает подотчетность и суд. Доктрина второго пришествия Христа — это последнее, о чём хочет размышлять человек, поступающий по своим похотям. Следовательно, люди, живущие в явном грехе, склонны избегать любого намёка на возвращение Христа.
Затем Пётр учит, что эти учителя будут сторонниками униформистского мировоззрения. Именно это подразумевает апостол, цитируя лжеучителей: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2 Пет 3:4). Согласно этому мировоззрению, неподдающиеся непосредственному наблюдению прошлое и будущее должны рассматриваться через призму непосредственно обозримого настоящего. Если сегодня мы не наблюдаем никаких сверхъестественных вмешательств в мировые события со стороны Бога, то и в будущем не произойдёт такого сверхъестественного события, как второе пришествие. Другими словами, закономерности настоящего отображают неизменные реалии далёкого прошлого и останутся такими же в далёком будущем. Можно почти с полной уверенностью сказать, что униформизм стал доминирующей философской концепцией ХХ и ХХІ вв. Иименно эта идея легла в основу теории эволюции Дарвина.
Опровержение лжеучителей
Показав доктрину, метод и мотивы грядущих лжеучителей, Пётр переходит к четырём аргументам опровержения настолько ошибочного мышления (3:5-10).1 Во-первых, Пётр обращается к истории (3:5-7), напоминая читателям о двух сверхъестественных вмешательствах Бога в ход истории: сотворение мира (3:5)2 и последующий суд над миром посредством всемирного потопа (3:6-7). Эти стихи гласят:
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Причастие активного залога в настоящем времени от глагола thelō показывает, что эти лжеучителя сознательно подавляют две истины: сотворение (см. также Рим 1:18 и далее) и потоп. Такое сознательное отвержение вызвано тем, что эти исторические факты остаются вечным напоминанием о Божьем вмешательстве в творение и о человеческой подотчётности Творцу. Пётр подчеркивает, что «Божье слово» (Быт 1:3), осуществившее эти исторические события, однажды «прозвучит» снова, и Бог в третий раз вмешается в дела творения через возвращение Христа. Ведь если в прошлом Бог уже дважды сверхъестественно соприкоснулся с человечеством, для Него не составит труда сделать это в третий раз во втором пришествии.
Во-вторых, Пётр обращается к Писанию: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет 3:8). Теперь он ссылается на стих Псалмы 89:5 и показывает, что Бог существует вне времени и поэтому исчисляет дни не так, как человек. Другими словами, человек — существо ограниченное и временное, а Бог — бесконечное и вечное. Для Бога наше завтра существует уже сегодня. Следовательно, Бог может ещё в самом начале дать откровение о конце (Ис 48:3; Рим 8:29; Иуд 14). Поэтому если людям с их ограниченным пониманием и кажется, что Христос бесконечно опаздывает со Своим возвращением, то для вневременного Бога всё выглядит совсем не так.
В-третьих, Пётр обращается к Божьему характеру, поясняя, что Бог намеренно откладывает Своё возвращение, чтобы дать как можно большему количеству людей возможность примириться с Ним до наступления эсхатологического суда. Во 2 Петра 3:9 написано: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Бог не впервые откладывает суд. К примеру, Бог ждал 120 лет, прежде чем наслал глобальное наводнение под названием Ноев потоп (Быт 6:3; 1 Пет 3:20). Бог ждал более 400 лет, прежде чем истребил нечестивых хананеев руками Своего слуги Иисуса Навина (Быт 5:13, 16). Бог откладывает суд и сперва даёт период благодати, потому что желает, чтобы все спаслись (Иез 18:23, 32; 1 Тим 2:4). Таким образом, в Его кажущемся опоздании на самом деле кроется благословение.
В-четвертых, Пётр обращается к божественному обещанию, объясняя, что Бог всемогущ и обязательно вернётся, как и обещал, — только в соответствии со Своим божественным расписанием. Во 2 Петра 3:10 говорится: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». «День Господень» — это неспециальный библейский термин, относящийся к любому сверхъестественному вмешательству Бога в человеческую историю. В данном контексте он означает возвращение Бога и конец вселенной. Эти события, скорее всего, произойдут непосредственно перед окончательным судом над неспасёнными (Откр 20:11–15) и наступлением Вечности (Откр 21:1). Обилие глаголов будущего времени говорит о том, что Бог твёрдо намерен исполнить Своё обещание уничтожить нынешний мир и заменить его лучшим (Ис 65:17; Мф 24:35; 1 Кор 7:31; Евр 1:10–12; 1 Ин 2:17). Так что не стоит думать, что задержка Христа означает отмену этого обещания. Как бы лжеучителя ни толковали отсрочку эсхатологических событий, Бог не вычеркнет их из Своих планов. Подводя итог вышесказанному, эти четыре опровергающих аргумента помогут читателям Петра выстоять будущие нападки лжеучителей на доктрину о втором пришествии Христа.
Практическое значение пророчеств
Отвержение униформизма и ожидание возвращения Господа оказывает сильное влияние на моральный аспект жизни верующих (3:11–15а). Во 2 Петра 3:11 Пётр показывает практическое значение доктрины второго пришествия: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам…» Затем он приводит несколько примеров того, как эта доктрина изменяет жизнь верующего. Во-первых, второе пришествие Христа мотивирует верующего к личной святости (3:11б, 14). Зная, что весь мир будет уничтожен огнём, мы начинаем жить лишь ради двух вечных вещей: Слова Божьего (Ис 40:8) и человеческих душ (Екк 3:11). Другими словами, изучая пророчества, мы фокусируемся на вечных приоритетах, что, в свою очередь, побуждает нас вносить соответствующие изменения в свою жизнь.
Во-вторых, пророчества дают нам надежду, напоминая о скором наступлении лучшего мира. Пётр описывает этот новый мир во 2 Петра 3:13: «Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда [праведность. — Прим. пер.]». Пророчества озаряют нас светом (2 Пет 1:19), без которого у нас был бы лишь нынешний мир, полный безнадежности. В-третьих, пророчества подталкивают верующих к личному благовестию, когда они понимают, что это может приблизить возвращение Господа (Рим 11:25). Во 2 Петра 3:12 говорится: «…Ожидающим и ускоряющим пришествие Дня Божия, ради которого небеса будут растворены в огне и раскалённые стихии будут расплавлены» (пер. еп. Кассиана; курсив автора). Как мы можем ускорить пришествие Господа? Если Бог откладывает суд, чтобы как можно больше людей могли примириться с Ним до этого суда (2 Пет 3:9), то чем больше мы благовествуем, тем больше людей получают возможность спастись и тем быстрее может реализоваться эсхатологический сценарий. С этой точки зрения знание пророчеств побуждает к личному благовестию.
В-четвертых, знание пророчеств помогает нам проявлять терпимость к другим. Бог долго терпел нас до нашего спасения (2 Пет 3:9). Терпение Бога настолько велико, что Он даже привёл Савла из Тарса, бывшего убийцу христиан (1 Кор 15:9; 1 Тим 1:13; Фил 3:6), к личному спасению и даже позволил ему, духовного родившись Павлом, стать великим апологетом христианства и автором ряда канонических книг (2 Пет 3:15). Таким образом, изучение пророчеств помогает понять Божью терпимость, которую мы должны, подражая Ему, проявлять к другим. Важны ли пророчества? Да! Из 2 Петра 3:3–15 мы узнаём, что изучение библейских пророчеств производит глубинные и фундаментальные перемены как в нашем мировоззрении, так и поведении.
Энди Вудс
Latest posts by (see all)
- Три Времени Спасения - 06/02/2020
- Чему нас учит о спасении вор на кресте - 07/11/2019
- Храмы Библии (Часть 3) - 06/06/2019