Автор:
.
Доводилось ли вам слышать подобный разговор между двумя верующими?
— Как ты поживаешь, Верующий 2? — спрашивает Верующий 1.
— Ой, жизнь ужасна! — Сокрушается Верующий 2. — От меня ушла моя собака, и я случайно наступил на конструктор LEGO. Жизнь уже никогда не наладится… И так далее, и тому подобное…
— О нет! Не отчаивайся! — Старается ободрить его Верующий 1. — В Библии написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
— Ну надо же! — Ликует Верующий 2. — Ты прав! Всё просто отлично! А теперь я, пожалуй, умчусь в счастливое будущее на фоне заходящего солнца.
Верующий 1 только что процитировал Иеремия 29:11. Но, по-моему, разобрав контекст этого отрывка, мы обнаружим, что он неправильно применил эти слова (при этом я не сомневаюсь в благости его намерений).
Я знаю, что слова в Иеремия 29:11 — источник большого утешения для многих верующих, и я точно не хочу никого лишить утешения. Поэтому я собрал три причины, почему нам следует радоваться, что этот стих не относится напрямую к нам. Если бы слова в Иеремия 29:11 на самом деле касались нас, то:
1. Мы бы находились в изгнании в Вавилоне
29-ая глава книги пророка Иеремии начинается такими словами:
И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон […] «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон…» (Иер 29:1, 4).
Слова этого отрывка адресованы евреям из Иерусалима, которые на тот момент находились в плену в Вавилоне. Вы не еврей из Иерусалима, оказавшийся в изгнании в Вавилоне, — и это хорошо. Вавилонский плен был тяжёлым периодом для Израиля. Только задумайтесь о том, насколько безумным был Навуходоносор. Он отправлял людей в печь только за то, что те отказывались поклоняться его золотой статуе. Бог, конечно, спас от огня Седраха, Мисаха и Авденаго, но ведь «сильные мужи», бросившие их туда, сгорели.
Раз уж мы заговорили о Седрахе, Мисахе и Авденаго, вот вам ещё один подлый поступок со стороны вавилонян — они дали евреям новые имена.И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго (Дан 1:7).
Имя Даниил (דָּנִיֵּאל) означает «Бог — мой судья». Имя Анания (חֲנַנְיָה) — «Ях (Яхве) милостив». Имя Мисаил (מִישָׁאֵל) — «Кто подобен Богу?». Имя Азария (עֲזַרְיָה) — «Ях помог». Сравните их с новыми халдейскими именами. Имя Валтасар (בֵּלְטְשַׁאצַּר) означает «Вал охраняет его жизнь». Имя Седрах (שַׁדְרַך) — «повеление Аку». Имя Мисах (מֵישַׁך) — «Кто подобен Аку?». Имя Авденаго (נְג֔וֹ עֲבֵד) — «слуга Нево».
Кому интересно по-настоящему разобраться в этой теме, исследуйте самостоятельно лжебогов: Ваала, Аку и Нево (начать можно здесь). К сожалению, это увлекательное исследование очень уж далеко от темы этой статьи.
2. Мы бы жили под Законом
Вавилонский плен евреев сам по себе был последствием того, что они жили под Законом Моисея.
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя […] За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлёт на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлёт на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши… (Втор 28:15, 47–50).
Совсем не удивительно, что в конце книги 2 Паралипоменон (после гражданской войны, которая разделила Иудею и Северное Царство; и после того, как Северное Царство было захвачено Ассирийской Империей; и после того, как Иудея дошла в своём непослушании до крайнего нечестия) Бог исполняет обещание, данное во Второзаконие 28. Автор 2 Паралипоменон пишет:
И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского — и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: всё предал Бог в руку его (2 Пар 36:15–17).
Вернёмся к Иеремии. Жители Иудеи (евреи из Иерусалима) были уведены в плен в соответствии с Законом Моисея, тем не менее, как мы только что увидели, Бог по-прежнему говорил с ними через Иеремию. Они пробудут в изгнании лишь 70 лет, после чего Он приведёт их назад в Иерусалим:
Ибо так говорит Господь: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, — говорит Господь, — намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас (Иер 29:10–14).
Обратите внимание на то, о каких именно намерениях Бога идёт речь в Иеремия 29. Он обещает иудеям, что через 70 лет они снова будут мирно жить в Иерусалиме. Это довольно конкретное пророчество. Оно относится не к нам, а к конкретной группе евреев того времени. Более того, это пророчество было исполнено на момент написания книги 2 Паралипоменон:
И переселил он [Навуходоносор] оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему словесно и письменно и сказать: «Так говорит Кир, царь Персидский: „Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, да будет Господь Бог его с ним, и пусть он туда идёт“» (2 Пар 36:20–23).
Кому интересно глубже изучить возвращение евреев из плена, прочтите описание того, как евреи отстраивали Иерусалим, в книгах Ездра и Неемия.
3. Наши близкие были бы в массовке убитых в фильме «300 спартанцев»
Об этом, конечно, можно говорить с натяжкой, но рас уж ни одна полноценная проповедь и ни один пост на блоге не может обойтись без трёх пунктов (ни больше ни меньше), то давайте на мгновение дадим волю своему воображению. Пророчество Иеремии было дано на раннем этапе Вавилонского плена. А приблизительно столетием позже произошли события из истории об Эсфири, которую взял в царицы Ахашверош, которого многие считают Ксерксом 1. Этот же Ксеркс вторгся в Грецию и воевал с царём Леонидом и его 300-ми спартанцев (и 700-ми феспийцев, и 400-ми фиванцев, не вошедшими в фильм про спартанцев). В конечном итоге Ксеркс одержал победу в Фермопильском сражении, однако грекам удалось убить немалое количество его людей, среди которых могли быть и евреи, которые родились бы в вашей старости, если бы вы жили во дни Иеремии. Поэтому применение Иерерия 29:11 по отношению к Церкви, по сути, означает, что ваши праправнуки были убиты полуголыми греками с криками: «Это Спарта!!!».
Ну, может быть, это не совсем так, но давайте всё равно не вырывать этот отрывок из контекста, хорошо?
Ободрение для Церкви
Если стих Иеремия 29:11 не был написан конкретно нам, то какими стихами мы, как верующие, можем утешать друг друга? Есть ли в Библии хоть один стих, в котором написано: «Утешайте друг друга такими словами»? На самом деле есть:
Итак утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4:18).
Это один из моих любимых стихов, потому что от христиан можно часто услышать, что многие доктрины как таковые бесполезны в христианской жизни. Такие люди часто называют себя сторонниками «панмилленаризма» (шутливый термин от англ. «to pan out» для противопоставления премилленаризму, постмилленаризму и амилленаризму, отвергающий необходимость изучать эсхатологию, поскольку все будущие события в конечном итоге как-то да решаться. — Прим. пер.), которых больше интересует настоящее, а не вопросы будущего. Но если мы посмотрим, что именно Павел имеет в виду под «сими словами», которыми он говорит нам утешать друг друга, то обнаружим, что речь идёт о доктрине восхищения!
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами (1 Фес 4:13–18).
Это очень утешительная мысль. Иудее Бог пообещал облегчение после 70-ти лет Вавилонского плена, а тем, кто во Христе, — собрать их к Себе в воздухе. Как Он исполнил обещание, данное Иудее, так Он исполнит и обещание, данное Церкви!
Пол Майлс
Latest posts by (see all)
- Единственный тест на спасение - 22/05/2020
- Царь Иван [не намного более, чем мы] Грозный - 19/08/2019
- Была ли Нагорная проповедь презентацией Евангелия? - 04/04/2019