Автор:
.
Я уже писал о том, как правильно присоединиться к церкви, а теперь я хотел бы поговорить о том, как правильно покинуть церковь, поскольку большинству христиан доводилось это делать по той или иной причине. Иногда церковь оказывается не такой, какой она показалась на первый взгляд. Может быть, вы поспешно приняли решение присоединиться к ней или же церковь оказалась из большого числа тех, которые пытаются быть «всем для всех» — вам представили не реальные факты о церкви, а только то, что вы хотели услышать. Так или иначе, вы присоединились не к той церкви. Но даже из «неправильной» церкви можно уйти правильно. (Возможно, вас заинтересует одна из моих старых статей: «Почему я не могу присоединиться к большинству церквей?»)
Должен ли я всегда быть членом какой-то церкви?
Я больше не придерживаюсь старого баптистского убеждения, что каждый христианин обязан всегда быть членом какой-то поместной церкви. Я знаю, что многие из моих друзей-пасторов не согласятся со мной в этом вопросе, да и вы сами не стесняйтесь подвергнуть мои доводы проверке. Дело в том, что некоторые пастора, настаивая на обязательной принадлежности всех верующих к поместному собранию, часто тем самым усугубляют сложившуюся в современном христианстве проблему: сегодня церкви руководствуются принципом «Всё сойдёт!» как в богословии, так и в практических аспектах. Я думаю, что для серьёзно изучающих Божье слово людей иногда наступает время, когда они просто вынуждены признаться, что больше не могут поддерживать направление, в котором движется их церковь. При этом хорошей альтернативы поблизости (или в приемлемом для человека радиусе) может не оказаться. Обязан ли член церкви, верующий в Библию, сидеть и слушать психологические проповеди и мирскую музыку просто потому, что баптистские проповедники настаивают на том, что каждый христианин должен быть в церкви? Я думаю, что нет. По-моему, это может означать, что настало время покинуть эту церковь и найти другую, или, если возможно, организовать домашнюю группу. В некоторых случаях (даже в больших городах) у верующего может не быть другого выхода, кроме как участвовать в изучении Библии по интернету.
Говорю ли я это из корысти? Ведь я сам провожу изучения Библии по интернету и сотни людей со всего мира присоединяются к каждой трансляции. Так что да, сейчас я отстаиваю своё служение. Но любого несогласного со мною я для начала попрошу найти в Библии повеление о том, что каждый христианин должен быть членом поместной церкви. Евреям 10:24–25 — это максимум того, что можно привести как возможное библейское основание для этого требования, но даже эти стихи не велят христианам становиться членами мирских клубов, называющих себя церквями. И если логически развить эту тему, то в какой момент христианин должен перестать ходить в церковь? Должен ли он посещать поместную католическую церковь, если кроме неё больше ничего нет? Должен ли он пойти в «открытое и толерантное» собрание (кодовое обозначение для церквей, принимающих практикующих гомосексуалистов в качестве членов и лидеров церкви)? Должен ли он поддерживать церковь, которая настолько ориентирована на «ищущих Бога» (неверующих. — Прим. пер.), что её пастор уже много лет не проповедовал по книгам Библии?
Всё больше и больше я вижу, что многим людям в разных частях нашей страны трудно найти достойную церковь. Я надеюсь, что со временем эта ситуация изменится, и считаю такие перемены реальными. Я думаю, что людям, покинувшим свои церкви в поисках собрания, где проповедуется Библия, скорее всего, придётся либо организовывать домашние группы, либо упорно искать маленькие (а иногда совсем крохотные) независимые фундаментальные церкви. Такие церкви обычно или мало, или вообще никак не представлены в интернете и не являются достаточно «крутыми», чтобы иметь отдельную программу служения для каждой возрастной группы.
Итак, что же делать, если вы намерены покинуть свою церковь?
Поговорите с пастором
Я предполагаю, что у вас была возможность пообщаться с пастором перед тем, как вы стали членом этой церкви. Я писал в моей предыдущей статье, что лично я никогда бы не присоединился к церкви, если не могу встретиться с человеком, проповедующим с кафедры каждое воскресенье. Если в вашей церкви личная встреча с пастором невозможна, тогда пропустите этот шаг — он всё равно понятия не имеет, кто вы такой. Ваш уход обнаружится только благодаря дотошному подсчёту членов, который ведётся преимущественно по финансовым причинам либо ради того, чтобы похвалиться количественным ростом церкви. Но в большинстве церквей вы всё-таки сможете встретиться с пастором.
Ваша беседа должна быть доброй и в то же время честной.
Будьте добродушны, осознавая, что вам не обязательно убедить пастора в том, что вы правы, а он нет. Этот визит — проявление вежливости, а не попытка кого-то исправить.
Будьте честны, объясняя ему кратко и без лишних эмоций, почему вы уходите из церкви.
Например, вы можете сказать что-то вроде этого:
Мы не отнимем у вас много времени, мы пришли, чтобы сообщить о том, что, как вы уже могли догадаться, мы начинаем искать другую церковь. Мы обнаружили, что наше богословие и методология просто не совпадают с вашими. Мы не станем создавать никаких проблем в церкви, не будем возмущать других в собрании, но нам бы не хотелось просто исчезнуть, не сказав ни слова.
Если пастор попросит уточнить, в чём именно заключаются отличия, то вы можете ему объяснить. Он может и не спросить — это его прерогатива. Есть две причины, по которым лично я не спрашиваю об этом. Во-первых, мне это почти всегда уже известно. Пасторы обычно довольно хорошо понимают особенности людей в своём собрании, и ваш пастор возможно прекрасно понимает ваши причины. Во-вторых, у меня есть личное правило: «Никогда не отклоняй заявление об уходе». Мне тяжело достался этот опыт, но теперь я знаю, что попытки отговорить человека от ухода крайне редко заканчиваются добром. Стремясь разойтись мирно, я просто благодарю людей за то, что они выделили время прийти и сообщить мне о своём решении лично, и молюсь с ними о счастливом будущем. Я предпочитаю расстаться так, чтобы мы могли без неловкости здороваться при встрече в супермаркете.
Если пастор всё-таки спросит о расхождениях, вам придётся о них рассказать, но нет никакой необходимости отстаивать свою позицию. Некоторые пасторы — прирожденные спорщики, которые хотят, чтобы последнее слово всегда было за ними. Будьте готовы объяснить ваши богословские или методологические причины ухода из церкви, но так, чтобы вы могли вовремя и достойно завершить беседу. Например, так:
Мы с женой предпочитаем экспозицию Библии стих за стихом, а не мотивационные проповеди, поэтому каждый раз после служения мы остаёмся неудовлетворёнными. Мы не хотим, чтобы этот дух породил что-то негативное в нашей жизни или в вашей церкви.
Или так:
Ваше толкование Библии основано на богословии заветов, а мы придерживаемся диспенсационализма. Из-за этого наши взгляды на многие вопросы слишком разнятся. И это вызывает у нас негативные чувства, которыми мы не хотели бы портить общение церкви.
Я советую избегать каких-либо дебатов с пастором во время этой беседы. Вы можете спокойно сообщить ему: «Я ценю ваше желание обсудить этот вопрос, но мы уже решили уходить и хотим сделать это мирно». Мудрый пастор предпочтёт то же.
Поговорите с вашими друзьями
Этот шаг крайне важен. Мне часто доводилось видеть такую картину: членам церкви удалось по-доброму поговорить с пастором, но затем они погружались в язвительные беседы со своими друзьями, в которых просто погребали пастора под горящими углями вражды. Такое поведение нечестиво и совершенно необязательно. Если вы хотите «поджарить» пастора, то сделайте это лицом к лицу с ним, и с ним одним.
Если у вас есть друзья в церкви, то вам нужно рассказать им, почему вы уходите. Не заставляйте их гадать и не ждите, пока они сами придут к вам. Ответственность в данном случае лежит на вас. Телефонного звонка или краткой беседы за чашкой кофе будет достаточно.
И вот что является самым важным в этой беседе: скажите вашим друзьям то же самое, что вы сказали пастору, и теми же словами. Не поддавайтесь искушению провести смиренную беседу с пастором, а потом излить всю желчь, связанную с вашим уходом, в беседе с друзьями. Это двуличие, недостойное человека, желающего почитать Господа.
По отношению к остальному миру — блаженное молчание
После беседы с пастором и близкими друзьями нет необходимости сообщать о вашем уходе всей церкви, не говоря уже о соседях, вашей новой церкви или человеке, с которым вы только что познакомились в очереди на почте. Ваша цель — быть добрым свидетелем Иисуса Христа и способствовать укреплению церкви, а не её поруганию.
А для достижения этой цели молчание — золото!
Рэнди Уайт
Latest posts by (see all)
- Доктринальный кризис - 06/12/2019
- Должно ли всё быть прописано в Писании? - 25/07/2019
- Год критической оценки предположений - 04/01/2019