Автор:
.
Почти всем приходилось искать новую церковь и затем осваиваться в ней. Имея за плечами более 25-ти лет пасторского служения, мне довелось принять в церквях более 1000 новых членов и ещё больше «верных прихожан». Мне бы хотелось коротко поделиться о том, как следует присоединяться к новой церкви, с точки зрения пастора. Я буду использовать слова «присоединиться» и «член» в их очень широком смысле, потому что в одних церквях есть формальное членство, а в других — нет. (Это тема для другой статьи, которую я не рвусь написать.) В рамках данной статьи эти термины будут обозначать активное участие в помесной церкви.
Так что вот мои идеи о том, как нужно присоединяться к церкви.
При выборе церкви узнайте как можно больше об её учении.
Предыдущее поколение могло почти с точностью определить доктринальную принадлежность той или иной церкви просто по её ассоциации с той или иной деноминацией и группой. Сегодня такие вещи ещё ни о чём не говорят. Однажды меня пригласили проповедовать в церкви, которая принадлежала к одной из наиболее либеральных деноминаций американского христианства. При этом пастор этой церкви был сильным сторонником диспенсационализма и учил серьёзному богословию, а сама церковь была одной из наиболее библейских и активных в евангелизме церквей в городе. Точно так же я видал церкви, которые по деноминации должны были бы относится к «консервативной» категории, но их учение было пропитано глубоко лефтистским богословием. В определённом смысле единственные эпитеты, которые ещё хоть в какой-то мере отображают реальность, — это «либеральный» или «фундаменталистский». Если сама церковь описывает себя одним из этих терминов, то это, скорее всего, не пустые слова. (В этой связи, если бы я искал новую церковь, то в большинстве городов я бы начал с фундаменталистских церквей. У них тоже бывают свои «проблемы», но отрицание безошибочности Писания не будет одной из них.)
Поэтому перед тем, как присоединиться к какой-то церкви, разузнайте об её учении. Начните с церковного сайта, на котором богословия зачастую не найти (в таком случае вы, скорее всего, можете переходить к следующей церкви, потому что если бы богословие было важным для этой церкви, она бы захотела оговорить его на своём сайте). Однако символы веры на церковных сайтах славятся своей краткостью (на что есть, скорее всего, своя причина). Поэтому перед тем, как присоединиться к церкви, встретьтесь с пастором (это человек, который каждое воскресенье стоит перед церквью и проповедует, а не другие работники церкви, которым тоже дан титул пастора). Пастор — это тот, кто задаёт собранию богословский тон. Если встретиться с ним не получается, это означает, что потом у вас будет пастор, с которым вы никогда не сможете встретиться, — я не знаю, почему бы кто-то хотел присоединиться к такому клубу.
Вы не поверите, сколько раз люди присоединялись к моей церкви, начинали активно участвовать в её жизни, а потом говорили: «Что? Я не знал, что ты веришь в это… для меня это ключевой вопрос, поэтому я ухожу». И в каждом случае их «ключевой вопрос» был настолько важной позицией в моём служении, что я просто вынужден заключить, что человек присоединился к нашей церкви, не разузнав о нашем богословии заранее. Как пастор я открыто скажу: это ваша вина, а не моя, что вы не знаете моего богословия.
На встрече с пастором скажите: «Вот взгляды, которые для меня важны. Ты можешь открыто сказать мне, в чём наши взгляды расходятся?»
Что если пастор ходит вокруг да около богословских вопросов? Если честно, это тоже своего рода ответ на ваш вопрос. Он отказывается занимать ту или иную богословскую позицию или потому, что не знает богословия, или потому, что оно его не интересует, или потому, что фокусируется на более прагматичных вопросах роста церкви (т.е. не хочет никого оскорбить, заняв конкретную богословскую позицию).
Позвольте мне признаться, что я даже хочу, чтобы богословие моей церкви было настолько ясным и узким, что оно будет оскорбительным для людей других богословских взглядов. Если их это оскорбит, они будут вынуждены переосмыслить свои убеждения. И тогда они поймут, что 1) либо они не правы, 2) либо их убеждения слишком сильны и не позволяют им иметь общения с теми, кто придерживается несовместимых взглядов, 3) либо они готовы пренебречь этим вопросом и присоединиться к нашей церкви. Я предпочитаю, чтобы новые члены церкви задумывались над такими вещами перед тем, как присоединятся к нам, а не после.
Погрузитесь в общение с церковью.
Как только вы определили, что по богословию церковь вам подходит, время начать активно знакомиться с людьми. Я знаю, что это старым членам церкви следует проявить инициативу в знакомстве с вами, пригласить вас на обед, вовлечь в разные церковные мероприятия и т.д. Это их ответственность. Но я также знаю, что мы говорим с вами об обычных людях, и часто очень занятых. У них хорошие намерения, которые они плохо воплощают в жизнь. Вы можете жаловаться на их «не дружелюбность» и уйти в другое собрание не дружелюбных людей. Или вы можете просто решить для себя: «Я здесь новенький; я возьму инициативу на себя». При таком подходе эти не дружелюбные люди довольно быстро станут вашими друзьями.
Церковь организовывает время общения? Идите туда! У церкви совместный обед? Идите на него! Церкви нужны волонтёры для раздачи бюллетеней? Займитесь этим! Нужно убрать кухню после праздника? Закатывайте рукава!
Если вы проявите инициативу в поиске новых друзей, то ваша дружба с ними будет развиваться довольно быстро. Сторонитесь синдрома «почему я должен быть первым?». Это украдёт радость созидания новой дружбы.
Избегайте статуса «герой дня».
Если вы активно участвовали в жизни своей предыдущей церкви — особенно если вы занимали какую-то лидерскую должность — вы можете легко и незаметно для себя войти в образ «героя дня». Особенно в маленьких церквях (которые следует внести в начало списка церквей-кандидатов) будет приветствоваться ваш опыт в предыдущей церкви. Но вы столкнётесь с искушением сказать: «Я могу исправить все проблемы этой церкви». Если вы родом из той части страны, которая глубоко пропитана христианством, и теперь живёте в одном из городов американского запада с очень мирскими взглядами (где сейчас служу я), вам может показаться, что лишь несколько простых перемен приведут к мгновенному росту церкви и кардинально её поменяют.
Просто со смирением напомните себе, что немало людей прошло через эту маленькую церковь, и она до сих пор стоит. Много членов этой церкви верно служили в ней десятилетиями и даже, может, чему-то научились за это время.
Мы рады новым членам в маленьких церквях. Статус «героя» вам можем приписать мы сами, или возможно вы станете самопровозглашённым «героем». Но ни первое, ни второе к добру не приведёт. Вы или обожжётесь, или перегорите; вы уйдёте из церкви, топая ногами, чтобы струсить с обуви пыль, а церковь скажет: «Были рады избавится, скатертью дорожка!».
Вместо того, чтобы становиться «героем», просто станьте верным слугою. Беритесь за небольшие задания, не связанные с лидерской ролью. Верно посещайте церковь. Радостно пойте песни прославления. Выносите мусор. Приглашайте людей на обед. Приберегите статус «героя» на другой день.
Не будьте «специалистом».
Следуя той же логике, будьте осторожны, чтобы не стать в своей новой церкви «специалистом по оздоровлению или возрождению церкви, который знает, как это правильно делать». Постарайтесь прикусить язык, когда появится желание сказать: «Вот как мы это делали в моей прошлой церкви…». Откровенно говоря, маленькая церковь, к которой вы присоединились, скорее всего, уже тоже пробовала делать то, что вы предлагаете. Нужно просто признать тот факт, что одно и то же не даст в двух разных местах одинаковых результатов. Более того, вы будете выглядеть высокомерным и неуважительным, если будете слишком часто раздавать свои советы специалиста.
Проявляйте уважение в существующим лидерам и структуре церкви.
Я видел не раз, что, когда новый «герой», «специалист» или богословский гуру негодовал и уходил из церкви, он пытался повлечь за собою и других. Так часто происходит после лишь нескольких недель или месяцев участия в церкви. Я лично считаю это крайне неуважительным и не испытываю ни снисходительности, ни сочувствия к такому поведению. Если богословие, лидеры или методы церкви настолько плохи, то вам следовало с самого начала рассмотреть это в этой церкви и не трогать её. Зачастую вчерашние «герои», покидая церковь, знают, кто из её членов моложе, новее, уязвимей, и пытаются их «предупредить».
Если, присоединившись к церкви, вы осознали, что она не совсем такая, как вы ожидали, поступите достойно. Договоритесь с пастором об ещё одной встрече, вежливо сообщите ему, что вам нужно начать поиск новой церкви, что вы желаете ему всего наилучшего, и приступайте к поиску. Если у других людей появятся вопросы, просто скажите им, что вы встречались с пастором и им лучше поговорить с ним.
Вывод
Я уверен, что вы не присоединялись к той или иной церкви потому, что она была настолько плохой, что только вы могли ей помочь. Если же это было вашим мотивом, то вы изначально были в большом заблуждении. Если такое решение было ошибкой, поступите по-взрослому — вежливо объясните это и начните поиск новой церкви.
Рэнди Уайт
Latest posts by (see all)
- Доктринальный кризис - 06/12/2019
- Должно ли всё быть прописано в Писании? - 25/07/2019
- Год критической оценки предположений - 04/01/2019