Автор:
.
Мария, мать Иисуса Христа, действительно, была особенной женщиной. Вот причина её уникальности: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: „Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их“. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: „Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог“. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус» (Мф 1:18–25).
В еврейском обществе того времени действовали старинные традиции, подкреплённые Законом Моисея. Когда парень хотел жениться на девушке и это желание было взаимным, то сначала происходила помолвка и лишь потом, где-то через год, свадьба. Девушка всё это время жила у своих родителей, а парень готовил дом для новой семьи. Интимной жизнью пара обычно не жила. В глазах родственников и общества на протяжении этого времени они были уже почти-почти женаты. Впереди была лишь небольшая формальность — свадьба. Мария и Иосиф были из одного рода — от славного царя Давида, от которого пророки обещали потомка-Мессию. Правда, Иосиф был потомком сына Давида Соломона (Мф 1:1–17), а Мария — Нафана, другого сына Давида. Иосиф и Мария были очень дальними родственниками и знали об этом.
В Законе Моисея супружеская измена или интимные отношения до брака карались очень строго — смертью. Во времена Иосифа и Марии евреи не могли осуществлять смертную казнь без разрешения римского наместника. Но если девушка забеременеет до свадьбы не от своего будущего мужа, то это будет, по крайней мере, большим позором для неё и её семьи и большим ударом для её отца и матери.
Сегодня, 2000 лет спустя, тема непорочного зачатия является важной частью христианской культуры. Многие не верят в чудеса и непорочное зачатие, однако эта тема хорошо всем знакома. Тогда было совсем не так. Никто даже и не догадывался ни о каком «непорочном зачании», хотя где-то в книге Исаии было написано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14). Но что значит «дева»? Девушка, не знавшая мужа? Разве такое может быть?
Итак, до того как у Иосифа и Марии была близость, оказалось, что она беременна! Это было шоком для обоих, но намного большим для Марии — ведь она точно знала, что у неё не было интимных отношений ни с Иосифом, ни с каким другим мужчиной.
В Луки 1:26–38 читаем: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обручённой мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: „Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между жёнами“. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: „Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца“. Мария же сказала Ангелу: „Как будет это, когда я мужа не знаю?“ Ангел сказал ей в ответ: „Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово“. Тогда Мария сказала: „Се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему“. И отошёл от неё Ангел».
Мало того, что Ангел назвал Марию благодатной и благословенной — она ещё и родит царя! Но зачатие произойдёт без участия мужчины — Духом Святым. Для Марии это должно было быть огромным шоком. Особенно когда она думала об Иосифе и родителях — как она им всё это объяснит? Поверят ли они в непорочное зачатие? От Святого Духа? Вряд ли.
Тем не менее Мария реагирует очень зрело, как настоящая благочестивая еврейская девушка: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». За данной фразой стоит очень много. Мария выбрала послушание Богу, хотя догадывалась, что её могуть не понять, ей могут не поверить. Это величайший подвиг веры, достойный подражания. Непорочное зачатие — уникальное событие, не имеющее аналогов во всемирной истории. Сама Мария, разумеется, была зачата в результате интимной близости своих родителей, как и все люди.
Итак, в Матфея читаем, что Иосиф уже хотел тайно отпустить невесту. Можно полагать, что для него это был серьезный вызов. Возможно, он подумал, что его невеста Мария просто не выдержала искушения и согрешила. Было обидно и больно, но что поделать? Иосиф решил отпустить Марию, то есть не подвергать её публичному осуждению. Пусть себе идёт.
Ангел вмешался и объяснил Иосифу Божий план. До рождения Мессии у Иосифа и Марии не было интимных отношений (Мф 1:25), но потом, естественно, у них была полноценная интимная жизнь. В Евангелиях упоминаются братья и сёстры Мессии — дети Иосифа и Марии. Иаков, автор одного из посланий, был родным (по Марии) братом нашего Господа.
Выбор Марии быть послушной Господу достоин восхищения и подражания. Естественно, это не повод молиться ей или на каждом шагу ставить её скульптуры. Мария была всего лишь человеком. Она родила Иисуса Христа — Божьего Сына, Спасителя, прожившего праведную жизнь и умершего на кресте за все грехи всего мира.
Мария, действительно, была особенной женщиной. Современные христиане могут брать пример с её веры, как и веры других благочестивых женщин Ветхого и Нового Завета.
Latest posts by (see all)
- Чему учит Библия о Марии, матери Иисуса? - 30/08/2018