Автор:
.
Миллиарды людей по всему миру придерживаются религиозных систем, которые учат закону кармы (буддизм, индуизм, сикхизм). Даже в мышлении многих христиан можно проследить распространённую концепцию кармы. Насколько карма сопоставима с библейской концепцией благодати?
Что такое карма?
Слово «карма» означает ‘действие’, ‘поступок’. В самом базовом понимании карма — это вера в то, что наши действия вызывают соответствующие реакции. Более простым языком: мы получаем по заслугам, «пожинаем то, что посеяли». Одни воспринимают карму как естественный закон вселенной, а другие допускают существование какого-то божества, ответственного за функционирование принципа кармы. Последствия кармы человек может пережить как в этой жизни, так и в будущей (при вере в реинкарнацию — убеждении, что мы возвращаемся для повторной жизни в другой форме).
Сходство с библейской истиной
Между кармой и библейскими истинами можно найти общие черты. К примеру, Библия описывает Божью справедливость двусторонне: Он наказывает зло и вознаграждает добро. В книге Притчей Соломоновых можно найти много примеров того, как хорошие и плохие поступки влекут за собой хорошие и плохие последствия. В поддержку кармы часто приводится стих Галатам 6:7: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт…» (ниже дан комментарий к этому стиху).
Ко всему прочему, Библия учит, что последствия наших действий можно пережить как в этой жизни, так и в следующей. В земной жизни плохие поступки могут привести к таким негативным последствиям, как преграда в общении с Богом и людьми, бедность, физические болезни, смерть и т. д. Хорошее поведение влечёт за собой противоположные хорошие последствия. Библия не учит о реинкарнации, но ясно утверждает, что верующим уготовлена будущая жизнь в царстве Божьем. Хорошие или плохие поступки в этой жизни могут положительно или отрицательно повлиять на наше пребывание в царстве (Мф 25:14–30; 2 Тим 2:12; Откр 22:12).
Отличия от библейской истины
Несмотря на существование мнения, что Библия одобряет идею кармы, отличия между ними велики. Библейское учение чрезмерно превосходит концепцию кармы.
В Библии не найти учения о том, что вселенная замкнута под контролем кармы или какого-то другого вселенского закона. Да, Бог, действительно, задумал вселенную так, чтобы она функционировала согласно определённым базовым принципам справедливости и воздаяния, многие из которых многократно упоминаются в Библии. Но Бог может изменять созданные Им законы, не являясь рабом этих принципов. Он справедлив, но также и любящий, и Его любовь к нам может превзойти Его правосудие над нами. О вечном спасении написано: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5:21). Бог осуществил правосудие, взыскав плату за наши грехи, но эта плата пришла благодаря смерти Его Сына вместо нас. Это противоречит расчётам кармы.
Бог может дать нам вечную жизнь, Свою праведность и прощение за все наши грехи, потому что Он любит нас, а Его невинный Сын удовлетворяет Его справедливость. По Божьей благодати через веру в Его Сына нам даётся то, чего мы не заслуживаем. Карма помещает человека в оковы бесконечного воздаяния по справедливости, Бог же разрывает эти оковы Своей благодатью. Карма гарантирует, что человек получит по заслугам, а благодать — что человек может получить то, чего не заслуживает. Благодать по определению является незаслуженным подарком.
Библия учит, что Божья благодать может разорвать цикл греха благословением. К примеру, в стихе Псалмы 102:10 говорится: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам». А в Римлянам 5:8: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками».
В то же время Бог позволяет плохому случаться с хорошими людьми. Ветхий Завет называет Иова самым праведным на земле, и тем не менее он прошёл невероятные страдания. В Новом Завете Божий совершенный Сын был несправедливо осуждён и распят. Бог вправе выходить за рамки Своего нормального замысла, что в корне противоречит беспрекословным постулатам кармы.
В отличие от учения о реинкарнации, согласно которому человек получает ещё одну жизнь для улучшения своей кармы, в Библии нет упоминаний о том, что хоть кто-то после этой жизни получит второй шанс исправить свои проступки. Не остаётся ни одного оправдания жить безответственно в этой жизни, откладывая хорошие дела на следующую. Все люди будут привлечены к ответственности на суде после смерти (Евр 9:7) или при пришествии Господа Иисуса (Ин 5:28–29). Для неуверовавших в Иисуса Христа это будет судом их неверия и злых дел, в результате чего они будут навеки осуждены в озеро огненное (Откр 20:13–15). Для уверовавших в Иисуса Христа это будет оценкой дел на Судилище Христовом, чтобы увидеть кто достоин вечных наград (Рим 14:10–11; 2 Кор 5:10).
Более детальный разбор стиха Галатам 6:7
В этом отрывке ясно говорится, что мы пожнём то, что посеяли. Но следует отметить несколько нюансов. Во-первых, несмотря на то что эти слова записаны как божественный принцип, Бог волен преступать Свои собственные принципы воздаяния и вознаграждения. Иначе ни один грешник не мог бы спастись.
Во-вторых, во имя верности контексту 6-й главы Галатам следует отметить, что в этом стихе обсуждаются не условия для вечного спасения (эта тема затрагивается в главе 3), а последствия для христиан, живущих по Духу или по плоти (Гал 5:21–26). Акцент в контексте этого стиха — наставить христиан, живущих по благодати, а не закону, к добрым делам. Если они будут жить по Духу (а не плоти), то переживут Божью вечную жизнь в будущем ярче (6:8–9). Это не карма, а божественная мотивация и вознаграждение за личную ответственность.
Вывод
Благодать превосходит карму. В карме нет никакой надежды, кроме того, на что мы способны собственными усилиями. Как видно из учения Библии и опыта, мы по природе грешные, и при выборе поступать по своему усмотрению будем совершать зло и потому заслуживаем наказания. Благодать же совершает непосильное нам. Она даёт нам незаслуженную вечную жизнь и Божьего Духа, Который помогает совершать добрые дела. Любой уповающий на карму в поисках хорошей жизни на земле или в будущем должен бежать к Иисусу за Его подарком благодати.
Чарли Бинг
Latest posts by (see all)
- Сравнение двух грядущих судов - 27/03/2020
- Самоубийство и спасение - 28/02/2020
- Традиции или традиционализм? - 19/01/2020