Автор:
.
В 5-й главе книги Даниила рассказывается история о царе Валтасаре, который наслаждался своей вечеринкой, когда вдруг появилась рука и начала писать на стене слова. Испуганный Валтасар предложил должность третьего в царстве любому, кто сможет истолковать надпись. За это дело берётся Даниил и объясняет надпись на стене, а Валтасар вскоре умирает.
В 19-м веке Валтасар оказался в центре дебатов — многие были убеждены, что такого царя никогда не существовало. Один из библейских комментаторов написал:
Рука и надпись на стене — это что-то! Чудеса происходят одно за другим — и все без каких-либо доказательств. Нет абсолютно никаких исторических оснований считать это событие правдой. Вся история, должно быть, полная выдумка […] Но такой человек, как Валтасар, никогда бы не принял настолько зловещее предсказание из уст Даниила, ещё и наградив его за это. Вся эта история — явная подделка, предназначенная возвеличить Даниила. […] Но как может за один день надпись быть истолкована, Даниил — продвинут на должность третьего в государстве, а город — завоёван? Всё это кажется маловероятным, если не сказать невозможным.1
Одной из причин для этой атаки на Библию стал тот факт, что имя Валтасар не встречалось ни в одном документе. Такие личности, как Кир и царь Набонид упоминаются во внебиблейских источниках, а Валтасар — нет. Геродот, к примеру, писал:
Лабинет [то есть Набоннед, Набонид], правитель Ассирийцев, против которого пошёл войной Кир […] [Кир] отвёл [Евфрат] с помощью канала в озеро, […] и таким образом старое русло сделалось проходимым. […] После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу реки Евфрат вошли в Вавилон. […] Персы внезапно напали на вавилонян […]Так то Вавилон был взят тогда в первый раз.2
Геродот жил не более 100 лет после Набонида и является довольно надёжным историком. Его запись о падении Вавилона никак, конечно, не противоречит Писанию. Иеремия предсказывал, что Вавилон падёт внезапно (Иер 51:8), и даже назвал точный ход событий (Иер 29:10). Некоторые богословы даже считают, что в Исайи 44:27–45:3 описывается то, как Кир перенаправил русло реки для завоевания Вавилона, но это я уже отклоняюсь от основной темы.
Тем не менее тот факт, что Геродот не назвал Валтасара по имени, некоторые сочли доказательством того, что вся Библия — сплошная выдумка:
Вы только посмотрите на это шокирующее посрамление Валтасара! Ни в одном древнем источнике не найти примера такого события.
Имя Валтасар — это ошибка. Имя последнего царя было Набоннед. Автор этого текста дал нам вместо настоящего имени вымышленное.
Написавший эту историю целиком её исказил и подделал, он не был ни очевидцем этих событий, ни достоверно изучившим историю произошедшего.3
Процитированный выше комментатор написал эти слова в 1835 году. А в 1853 году начались раскопки города Ур (откуда Авраам был родом), при которых был найден цилиндр, написанный Набонидом, где Валтасар назван по имени:
Что касается меня, Набонида, царя Вавилона, убереги меня от грехов против твоего божества и подари мне в дар жизнь, полную дней, а касательно Валтасара, старшего сына — моего отрока — внуши ему почтение к твоему великому божеству в сердце его, да не совершит он никакой обрядовой ошибки, да насытится он жизнью изобилия.4
Цилиндр Набонида
Я сам, между прочим, увлекаюсь всем, что связанно с Уром, потому что прожил в той части Ирака целый год в 2005 году.
SPC Прайсер и SPC Майлс в Уре (2005)
Как бы то ни было, царь Набонид упомянул Валтасара, своего первенца, по имени. Тот факт, что он был первенцем, кстати, помогает понять, как он мог вполне легитимно предлагать Даниилу роль третьего в государстве. Ошарашенные этой находкой библейские критики в ответ заявили:
Человек по имени Валтасар — Bel-sar-utsur ‘Вал, защити князя’, — действительно, существовал — мы нашли цилиндр его отца Набунаида, последнего царя Вавилона, с молитвой богу луны […] Но если внимательно читать Геродота, то увидим, что этот Валтасар так и не стал царём; […] Царя Валтасара никогда не было.5
Итак, они признали существование Валтасара, но не согласились, что он был царём. На беду этих критиков, археологи затем нашли табличку, перевод которой показал, что Валтасару довелось-таки стать царём:
Он [Набонид] доверил армию [?] своему старшему сыну, своему первенцу, войска страны он передал под его командование. Он всё отдал, доверил правление ему.6
Эта находка поставила точку в дебатах на эту тему. Валтасар неоспоримо существовал и был царём. Никто больше не пытается оспаривать этот исторический факт.
Персидская табличка Набонида
Пол Майлс
Latest posts by (see all)
- Единственный тест на спасение - 22/05/2020
- Царь Иван [не намного более, чем мы] Грозный - 19/08/2019
- Была ли Нагорная проповедь презентацией Евангелия? - 04/04/2019
- Cäsar von Lengerke, Das Buch Daniel (Königsberg: Gebrüder Borntraeger, 1835) translated and quoted in Moses Stuart, A Commentary on the Book of Daniel (Boston: Crocker & Brewster 1850).
- Прочесть текст полностью можно здесь.
- Frederic William Farrar, Expositor’s Bible: The Book of Daniel.
- Прочесть текст цилиндра полностью на англ. можно здесь.
- Frederic William Farrar, Expositor’s Bible: The Book of Daniel.
- Прочесть текст Персидской таблички Набонида на англ. можно здесь.